Пайолы, с которыми не нужно мучиться со стрингерами. Необычно широкий кокпит. Основательность и тяжесть. Я взял лодку на тест под сценарий "один на озере". Это не реклама, мои любители заказных обзоров в прессе, а честный тест-драйв. Дочитав до конца, вы увидите как аргументы за покупку, так и против. Сам я в сомнениях уже месяц, который прошел пока я писал обзор (прости, Дима!). Тут привет всем, кто думает что это плевое дело - писать статьи, и что хорошие материалы могут регулярно рождаться просто так, бесплатно, по воле музы. Поэтому этот обзор станет примером для будущих заказчиков размещения на фишере - смотрите, как можно и нужно, а не просто абзацы из буклетов копировать, и за это можно и нужно авторам платить.
В конце обзора есть длинное видео по самому злободневному вопросу - разборки инновационных пайолов и всей лодки в реальной жизни, в песке и под проливным дождем. 17 минут чистой правды с GoPro, никакого монтажа.
Итак, отдаем швартовы и вперед!
О том что можно взять Polar Bird на тест-драйв, я узнал на "Бот Параде 2017" - том самом, по рекам и каналам СПб, когда апрельский снежок мы выгребали из лодок лопатами. Предложением я воспользовался в начале июня. Мой план один из типичных для рыболовов - съездить одному на несколько дней половить спиннингом на одном из больших озер Северо-Запада (джиг, твитчинг, большая вода, заводи). В средней полосе что-то похожее, наверное, происходит на водохранилищах, я же выбрал озеро Пурувеси, одно из больших озер Финляндии. Мой нынешний "комплект эгоиста", с которым я буду сравнивать - Фрегат М290 + Mariner 5 4т , еще вспомним мега-популярный Викинг 320 от Посейдона.
Не знаю как выглядит оформление тест-драйва для лично не знакомых с Димой Лисневским - представителем челябинского производства лодок в Питере, но у меня все было просто: здорово-как-дела, инструктаж по сборке(пропустил мимо ушей) и проверка комплектации, расписка(фактически под честное слово), погрузка.
Лодка упаковывается по классической схеме - сумка с пайолами и скамейками плюс сверток со шкурой. Тут я впервые почувствовал, с чем связался - 320-ая лодка весит в сборе 52 кг. Это существенно тяжелее привычных мне 40-42 кг Фрегата и Викинга. Причем увесистые как пайолы из 12 мм фанеры, так и сама шкура. Все сурово. По габаритам обе сумки большие, но легко... как перышко, ахаха! ... то есть без проблем умещаются в салоне обычной машины. У меня - в совсем не блещущий простором салон Mitsubishi L200, я специально не задействовал кузов для чистоты эксперимента.
В упаковке все как обычно - пайолы, насос, ремкомплект, банки, шкура. Качество сумок среднее, ремни и фурнитура явно слабоваты для того чтобы кантовать такие тяжести. Меха насоса - фанерные, мне сказали что более прочные чем пластиковые Bravo и ноунейм. Сразу не сломал:)
Сборка. Здесь мы подходим к главной особенности лодки - инновационной конструкции пайолов, выполненных из треугольных секций. По задумке производителя они собираются и разбираются без усилий и сбитых об стрингера пальцев. Забегая вперед, скажу что пайолам в этом тесте досталось как следует, и они не подвели.
(фото с сайта производителя)
Всего пол состоит из шести секций - четыре треугольника, носовая трапеция и прямоугольный кормовой сегмент. Элементы фиксируются профилями "шип-паз" и двумя стрингерами, каждый из двух частей - короткой и длинной. Куда какую часть ставить - длинную или короткую - совершенно неважно, мне показалось удобнее всего с одного борта длинную вперед и короткую назад, с другого - наоборот.
(фото с сайта производителя)
Производитель рекомендует собирать пайолы на полностью надутой лодке. На берегу мне показалось проще запихивать треугольники когда один из задних баллонов или оба слегка недокачаны. Втыкается носовой сегмент, затем укладываются стрингеры, и туда относительно легко, шип в паз, по очереди заводятся треугольные сегменты. В реальной жизни это оказалось чуть сложнее чем на рекламном видео, но действительно без усилий. Скажем так - пайол-книжка на Фрегате устанавливается еще легче, но если сравнивать с классическими пайолами Викинга, то треугольники вставлять в стрингера много, много проще.
Кормовой сегмент вставляется последним, дожимается до защелкивания деликатным пинком и фиксируется специальными защелками, вот они видны на транце. Защелки не показались мне надежными, но только в части разбора пола, самопроизвольное высвобождение пайолины и нарушение жесткости конструкции исключено полностью.
Сборка лодки заняла 30 минут. Это с учетом что я забил на инструкцию и собирал наугад. Здесь же видны банки - опять же, классическое крепление на ликтросе. Под моей жопой никуда не сползали, но гарантии что под толстяком они не будут гулять - наверное не дам, ход троса в лик-пазе довольно легкий. Видно, что скамейки стоят довольно высоко - при моем росте 170 см коленки складываются не более чем под прямой угол. То есть посадка как на стуле у вас дома - удобно и физиологически правильно. В отличие от моего Фрегата, где высоты банки чувствительно не хватает даже мне, не говоря уже о высоких парнях и длинноногих девках.
Довольно мощный леер и выраженный привальный брус по бортам, большая рукоятка на носу. Ниже на носу есть еще рым, который пригодится тем, кто возит лодку на прицепе или цепляется к буксиру.
Идем на воду под Mariner 5 4т. В лодке 12 литров топлива, несколько кг снастей и якорь, ну и я - худосочный юноша 60 кг весом. Центровкой я не утруждался, все тупо свалено в корму.
Про выход на глисс с одним легким пассажиром говорить не о чем - даже против ветра выходит без проблем. Могу только сравнить с Викингом и Фрегатом своим - все точно так же. Ровно, уверенно. Но есть одна конструктивная особенность, из-за которой много дискутируют про мореходность этой серии и в частности нашей подопытной.
Polar Bird 320 Merlin отличается от конкурентов такой же длины очень большими баллонами, они имеют диаметр 460 мм. Для сравнения, у Викинга 320 они 430 мм, а моего Фрегата - всего 410 мм. Но еще больше поражает ширина лодки - 1720 мм! Стройняшки Фрегат и Викинг - 1580 и 1530 мм соответственно. Как под слабосильным мотором пойдет лодка, существенно более широкая чем другие, насколько медленнее? Да, конечно, я не ходил по мощной реке типа Невы или Дона против течения. Но честно сравнил скорость в таких же условиях с другими лодками.
Итак! Polar Bird 320 Merlin под пятеркой с одним человеком идет 21-22 км\ч. ТАК ЖЕ, как Фрегат 290, и +\- пару км с Викингом 320-ым. Замерял GPS на планшете с навигацией, на видео специально показал всем знакомый и понятный Яндекс.Навигатор, взрослый Navionics на этом же планшете показывал такие же цифры. Кстати, о навигации - будете на Пурувеси, обязательно изучите лоцию и не жалейте нечестной смекалки или честных 200 евро, чтоб найти тот же Навионикс-Балтику или аналогичные карты. Опасных каменных банок с перепадом глубины от 15 до 0 м за 20 секунд хода здесь есть в изобилии.
Что касается маневрирования - глупо было бы крутить пятаки на четырехтактной пятерке. Я попробовал - показалось что на резких поворотах мотор иногда прохватывает. Но я не берусь связать это с гидродинамикой лодки, а вот с тем что огромная грузоподъемность в 600 кг могла выталкивать пустую лодку из воды и дать эффект высоко стоящего мотора - к этой мысли склоняюсь запросто. В реальной рыбацкой жизни все работает как часы, поэтому пусть здесь будет фото солнышка.
Да ладно, есть у меня немного видео, хотя и не очень информативного.
Вторая особенность, которая следует из здоровенной ширины лодки - невероятно широкий кокпит. Большинство лодок в 320-м размере (Посейдоны, Альтаиры и др) имеют ширину кокпита в жалкие 700 мм. Мой Фрегат 290 - кажущиеся просторными 740 мм. Теперь внимание - кокпит Полар Берд 320М имеет ширину 820 мм!! 820, ребята. Более того, кокпит практически не сужается спереди. Вон на фото подсак, который не помещается в обычные лодки, здесь даже не перекрывает нос. В лодке реально плясать можно.
Длина кокпита 2080 мм - короче чем у Викинга и Фрегата на 120 мм. Тут, кстати, выгодно выделяется мой Фрегат, который при общей длине на 300 мм короче не уступает длиной кокпита более длинным лодкам. Но общая ширина, и, особенно, широкий нос, компенсируют этот десяток сантиметров с лихвой, я даже и не заметил разницу, пока не изучил спецификацию.
Смотрите, 12-литровый бак поперек кокпита, ящик со снастями, а справа еще дофига места. Щука на полтора кило как-то теряется и выглядит неубедительно, вот черт возьми:)
Ложка дегтя по поводу ширины - грести веслами неудобно вот прям совсем. Причем мало того, что они расставлены широко из-за ширины кокпита, еще и отодвинуться от них вперед некуда - слишком рано заканчивается ликтрос. Гребешь слегка раскорячившись. Но это, как мы понимаем, для моторной лодки не принципиально.
Озеро Пурувеси довольно большое, я ходил на 4-5 км от берега в ветер до 5-6 м\с. Ветряные и волновые условия похожи на Северную Ладогу на выходе из шхер в открытое озеру. На фото едва-едва начинает раздувать.
Конечно, против волны приходилось играть с центровкой. Это было единственным неудобством. Большие баллоны и правильная геометрия носа позволяют как бить волну, так и перепрыгивать ее, выраженная килеватость (мне показалось что не меньше чем у Викинга и Фрегата) радует стабильностью на курсе. Вообще лодка скачет на волне гораздо меньше чем мой Фрегат, на котором, к тому же, из-за жестко закрепленных скамеек передвинуться вперед проблематично, и пустая лодка дичайше "козлит". Эта козлит немного, работают мощные законцовки баллонов.
Геометрия носа, которая мне так понравилась, лучше всего видна на этом фото.
Что еще? Докопаемся до деталей.
ОЧЕНЬ не понравился сливной клапан. Со стороны кокпита он выполнен в виде простой пробки, которую неудобно вынимать и втыкать назад. На Фрегате у меня клапан открывается простым движением задвижки вверх-вниз, она доступна без ковыряний в выемке пайола. О любимом мной приеме "дал газ - задрал нос - открыл клапан - слил воду" на этой лодке пришлось забыть.
Нет ручки на борту под правую руку судоводителя. Ребята утверждают, что в новых партиях эту ручку кладут отдельно, чтоб каждый мог приклеить ее куда ему удобно, но с учетом высокого и мощного леера это мне видится нетривиальной задачей - там где мне удобно, как раз леер и есть. Держаться за леер? Неудобно.
Нужно сказать про толстую шкуру лодки - плотность ткани заявлена 900 г/м2 , и судя по весу это действительно так. Лодка склеена на вид очень качественно, швы ровные и правильной формы. Транец вклеен под нужным углом, он толстый, усилен пластиковой накладкой и защищен по торцу ПВХ-профилем. По килю и законцовкам баллонов есть штатные усиления. Ну такие, не гигантские, но есть.
Наконец, последняя ремарка скептиков про пайолы. Много писали о том, что в реальной жизни, загрязненные, в песке и воде, они не будут так легко разбираться-собираться, как в рекламе. Грязи и песка в лодке у меня за три дня набралось в избытке. Да, чистота и аккуратность в обращении с лодкой - это я не слышал.
Как в рекламе, конечно, опять не получилось. Во-первых, все же лучше лодку подспускать чуть-чуть, когда вынимаешь треугольники - легче проходят между баллонов. Во-вторых, инновационная защелка задней секции после щедрого погружения в воду с песком начала заедать, утратила пластиковую заглушку (лодка новая, замечу, впервые на воде), но в итоге открылась без применения инструмента. Пайолы, как следует обработанные песком и водой, руками не разъединились. Но легко разобрались после легкого постукивания "саперной" лопаткой. Легко! Не сравнимо с выковыриванием стрингеров! Смотрите видео.
Что в итоге?
Плюсы. Очень добротная, надежная, мореходная и просторная лодка. Для тех, кто любит основательность, загрузить лишний ящик с воблерами, лагерь, и при этом сидеть комфортно. Пайолы - отличная конструкция, НДНД остаются не у дел. Реально, на большом озере пузырик НДНД проигрывает пайолке во всем, а когда не нужно мучиться со сборкой-разборкой, аргументов не остается.
Минусы. Детские мелочи - сливной клапан и ручка судоводителя. Ок, защелки пайолов выполнить более качественно, чтоб не заедали. Ну, если мы про добротность и надежность. Это все детали, к которым производитель, надеюсь, прислушается. И громадный, недетский минус - вес и габариты. Для поездки одним днем и в одно лицо перемещение лодки становится так себе упражнением. Это даже частично перечеркивает легкость сборки-разборки пайолов - ведь до сборки лодку еще бы притащить.
Как видите, есть о чем задуматься. Крупным мужикам, пожалуй, не о чем думать, нужно брать. Субтильным ребятам типа меня, а также страдающим от слабости позвоночника или просто нетренированным - стоит повертеть сумки в магазине и подумать как следует. Тем кто ищет маленькую лодку, но ходит вдвоем, и второй - не жена, а напарник, поднимающий тяжести - брать. А я свою женщину в эту лодку посажу не раздумывая, настолько она показалась мне мореходной и безопасной для своего размера. Ведь странным было бы выбрать себе женщину, которую мечтал бы утопить, правда же?
Поэтому я позволю себе внести третий пункт. Мечты. "Птички" http://snegirfishing.ru/, сделайте мне такую же лодку по габаритам (нет, серия S не интересна), с такой же толстой шкурой, но с пайолами толщиной 9 мм. Это уберет, по моим прикидкам, до 10% веса одной из сумок. Про защелки пайолов уже написал, я бы даже делал их заменяемыми и клал пару сменных. Замените сливной клапан. Уложите шкуру в нормальную скрутку - с толстыми и надежными ремнями, с более ухватистыми для одного(!) человека ручками, наверное в виде лямок подлиннее. И все, это будет лодка моей мечты, "эгоист-зе-бест".
Спасибо за внимание и велкам в комментарии.
И ИМХО, сложность сбора/разбора лодки с пайолами явно преувеличена. Я на каймане-400 натренировался с легкостью в одиночку ставить и снимать стрингера, делаю это практически небольшим усилием пальцев, и в общем-то на почти всех встреченных лодках классической конструкции делаю это без труда и быстро. Долго не стрингера ставить/снимать, а выкладывать полы на шкуре и их защелкивать - а стрингера по сравнению с этой операцией нацепить и защелкнуть быстро.
Так что преимущества этой лодки я бы искал не в треугольных пайолах, а в размере или еще чем-то - цене, качестве сборке или каких-то ходовых качествах, если они у нее есть.
прямоугольной, естественно. секции либо ровно складываются в прямоугольники, либо неровно, но все равно форма задается носовой секцией
насчет легкости - ты, значит, монстр) НДНД не зря же появились и так яростно продвигаются.
гопро лучше, всё же, на башку вешать, больше в кадр попадает )
о, это моя боль вообще. я в первый раз пробовал снимать на гопру. реально, либо съемка, либо рыбалка. на голове = все время снимаю выше кадра, на груди - через раз перекрываю кадр руками. оператор нужен!
Я не монстр - просто долго мучился со "стандартной сборкой", пока b58 из Посейдона не показал мне, как нужно это делать, глядя на то, как я безуспешно после "Ухи" под дождем минут 15 пытался снять "подклинивший" стрингер с "каймана".
Он подошел и спросил: "Показать мастер-класс по выниманию стрингеров?". Я без особой надежды согласился. Тогда он подошел к моей лодке, пару раз надавил туда-сюда, пару раз потянул там-сям - и в руке у него оказался снятый стрингер :) Мне это тогда реальным шаманством показалось. Потом он подошел и точно таким же легким движением поставил его обратно. А потом он прошел по берегу, где другие ребята разбирали лодки, и на трех-четырех разных моделях так же легко снял/поставил стрингера, продемонстрировав легкость этого процесса.
Я, конечно, не настолько научился это делать, как он, но успел уже выиграть несколько споров на тему "на моей лодке так вообще не получится", "я уже десять лет свою лодку собираю/разбираю и быстрее никак не получится" и "это только в идеальных условиях работает".
Разок даже наспор поставил стрингера за 5 минут в лодку, лежащую на склоне Новоладожского канала с кучей кочек и камней, то есть ровной поверхности там и в помине не было.
А фишка вся в том, что ставить и снимать их нужно на практически полностью сдутых бортах и надутом (не до упора) киле, чтобы борт можно было скомкать и оттянуть за складку, а надутый киль использовать как выравнивающую подушку, на которой при нажимании пайолы слегка ходят туда-сюда, и можно их либо раскачать (при вынимании), либо наоборот на мгновение легкими покачиваниями выровнять, засунув тут же выровненный участок в стрингер.
Некоторая ловкость рук здесь, действительно, нужна, так как нужно чувствовать момент, в который накидывать стрингер, отпустив при этом зажатую в руке складку ПВХ, но она приобретается достаточно быстро.
Ну и само собой, комплектующие должны быть исправными, то есть понятное дело, что если стрингер не надеть на пайолы даже в руках, то в лодке они тоже не наденутся.
Специально для скептиков - Андрею не давались никакие "указания" по написанию обзора.
Единственное пожелание было - написать максимально объективно и подробно, снять на камеру процесс и выложить материалы без какой-либо редакции с нашей стороны.
От себя - я сам человек не очень аккуратный с вещами, но ты просто монстр)) - лопатой по пайолам.... Специально потом собирал и разбирал их уже в нашем офисе - убедиться, что все нормально с ними.
Очень понравились фотографии.
Ещё раз спасибо.
зы: завидую, места сказка....
1. Насосы эти более дешевые чем Браво, отсюда лодки ими и комплектуются. Это у всех производителей.
2. По поводу сборки, если делать грамотно, то пальцы всегда будут целые. Dreamer все расписал в общем то...
3. Клеить ручку самому это уже "извините", тогда уж магазин клеить обязывайте, после
выбора конкретным человеком лодки. Ещё не хватало в гараж ехать, вместо водоема.
4. Шкура 320 должна быть из Финского 650. Это единственный правильный вариант. Устроить из комплекта эгоиста, "непробиваемость" за счет веса это "не комильфо".
Что непонятно:
1. Ручки усиленные устанавливаются в стандартной комплектации или доп ?
2. ПВХ материал какого производства на этой модели ? Китай ?
3. Прохват мотора серьезно насторожил. Сильверадо напомнило и горе-ротан.
Пусть производитель выложит видео на волне с 15 л.с. мотором.
4. Складка в стыке носового и бокового баллона. Не накачена или ...?
5. Очередной сайт визитку с мобильными телефонами увидеть довелось, может есть у компании тест драйвы на волнах 360-380 вариантов под 15-20л.с. ? Посмотреть что бы ход лодки...
з.ы.
Блог нормальный, на рекламный не тянет, да и сказано к месту про косяки. Более того больше появилось вопросов, чем ответов. Я бы прочитав этот блог не купил бы эту лодку :)
з.ы.2
Ссылки на инт магазины в блогах разрешены ? Лемпу "проклял на века" Неприятный за ссыль бедолаг в Креницах, а членам СК можно ?)))) И главное все флуддеры молчат, боимся что ли? :D А я вот скажу ! :D
Прочитал твою фразу про треугольную сумку - сразу вспомнил про афоризм про бесконечный цикл. Дескать бесконечный цикл — это дать сонному человеку треугольное одеяло. )))
Конструктив транцевых фиксаторов пайолов, похоже надо менять.
Интересно смотреть объективный тест. АЕ, спасибо.
Отвечаю на вопросы:
Клеить ручку не надо, в новых моделях она уже стоит по умолчанию - учли пожелания покупателей...
Все ручки стоят сразу в стандарте.
Так же стоит полная защита баллонов и киля снизу.
ПВХ - Mehler
Про прохват мотора на ходу ничего не скажу - у меня никаких прохватов нет, ходил на PB-385 и PB-340 по волне до полуметра.
Не знаю про какой сайт-визитку идет речь. Сcылка идет на реальный сайт производителя.
Там полно видео, тест-драйвов и канал в YOUtube.
Там же есть обзоры и от реальных пользователей...
Если остались вопросы - пишите\звоните\приходите
Вот кабы я в этом деле был хоть маленько копенгаген, то флуданул бы слегонца. Для меня это очень темно , я чистый пользователь. Дернул и поехал.
Сам устал таскать и собирать своего 420-го (НДНД) , с дистанцией и 25-кой, точнее не так, перестал таскать, поскольку выезд на однодневную рыбалку в одно лицо, или с одним из сыновей (младшему 14), стал нерентабелен по отдыху. Больше наму...чаешься. Поэтому рассматриваю покупку 320-330, но только НДНД, и 5-6 (ну 8-9.8 на крайняк) к ней.
А статья хорошая, интересная. И фотографии можно прямо на "сайт-визитку"(с) прод...(зачеркнул) предложить.
И ещё, совсем забыл: Пурувеси - Красотища! Там щука до сих пор мальком красненькой отъедается? И воблеры соответствующей расцветки предпочитает?
Материал 650 - это будет лодка на один сезон, тупо протрет в местах перегибов шкуры при сворачивании, особенно как у меня, неаккуратного. Поэтому толстую шкуру вижу оправданной, но с оговоркой.
Про стык - надо, наверное, несколько лодок смотреть. Накачана была нормально, это точно.
Ссылка - на сайт производителя, две фотки оттуда же. В отличие от Юрия Сергеевича, я один раз и неназойливо, это никому никогда не возбранялось. И даже ключи для ловли переходов из поисковиков я вписал в текст практически незаметно.
В общем это показывать нужно, смысл в том что как бы по одной стороне фиксировать, а не две сразу, как с прямоугольными. Про жесткость - я по волне попрыгал без особого груза, вихляний не заметил. Стрингера против поперечных колебаний, поперечный профиль - против продольных, поэтому разницы с прямоугольными в части жесткости не вижу вообще.
я щуку на джиг ловил на свалах, и в жалких остатках тогда еще прошлогоднего тростника на воблеры и незацепляйку Куусамо. чем кормилась не знаю, всех кроме одной выпустил, а двушечка в холодильник с пустым желудком приехала.
был на той неделе снова там же. щука вялая, ловил на вертушки среди камней.
троллинг пока не осилил.
А для меня самая лучшая лодка - это та, которая в накаченном виде лежит на прицепе в гараже, - зацепил и поехал. Тогда пайолы и прочие нюансы отступают далеко на второй план. Ну а идеальный вариант - корабль Samogonshikа (это типа намёк).:D
"...А ведь выжил..."
Если бы не друзья, то Мамсик со своим голым задом и тюбиком зубной пасты в кармане спасжилета вряд ли выжил бы там и флудил теперь здесь, хотя, возможно, этот факт кому-то и не очень нравится.:)
Что такое "жлыга из электрошкафа"?
Истории про то как я купил самую лучшую лодку, никому неизвестной фирмы мы слышали и не раз. Потом позже в процессе эксплуатации мы слышим и другие истории :(
АЕ
1. Это смотря какой материал. Вот "это" длинной 9м сделано из материала 650 и ходит у меня 3й сезон. При весе в 2 тонны и диких нагрузках. Где необходимо - материал просто дублируется.
http://ipic.su/img/img7/fs/chchch.1500449301.jpg
2. По поводу складки не понятно, подобное на каждой второй лодке в магазинах просто бывает. Качество склейки. Но по фото тяжело утверждать до конца, хотя если накачена под 2.5...
LisNevsky
На сайте написано товар Сертифицирован. Где можно посмотреть сертификаты ? Патент на днище есть ?
Mamsik
Да не, идеал 11м для Ладоги стационаром и 6.5м чтоб на телеге таскать по другим озерам. Думаю года через 2 я приду к этим идеалам...
Нормальная пайолка на волне идет прекрасно.
Вообще-то, я серьёзно: про гараж, прицеп, корабль Samogonshikа и всё такое. А про конкретную лодку ничего толкового сказать не могу, потому что не вникаю... И не флуд это!!!
Сертификаты там же где и видео, то есть на "сайте-визитке"))))))))))))).
Посмотри в любой лодке в фотографиях
Там же и патент на полы.
От себя хочу заметить, что лодка прошла и европейскую сертификацию и продается в Европе.
Производитель тот же, что делает отличные зимние палатки "Снегирь" (ты должен знать я думаю)
Лодки обеих серий можно посмотреть в нашем выставочном зале на Кондратьевском рынке.
Нет, Дима, ничего тут не изменилось, всё по-старому, не волнуйся.
Давай уже приезжай на УХЛ. )
Дима привет!
Приедем все вместе обязательно на Хищник. Малому уже 9 месяцев будет, пора приучать))
Я не понял, а где наезды на автора за рекламу?
А где упоминания автора про окружающий быт и намеки на то, что реклама, это типа наше благо?