Рыбацкие рассказы

Личный рекорд.

Андрей Афанасьев

Да... Давно это было. Сейчас мне 36. Тогда было 11. Сейчас на дворе 2004 год. Стало быть, тогда был 1979-й.
Те рыбаки, с которыми я рыбачил в тот вечер, до сих пор при встрече со мной нет-нет, да и вспомнят, как одиннадцатилетний пацан утёр нос не только своим сверстникам, но и бывалым рыболовам.
А начиналось всё так.
День рождения. Прихожу домой с улицы. Родители смотрят как-то по-особенному, но не говорят ни чего. Захожу в комнату и вижу новенький, только что из магазина спиннинг. Восторгу нет предела. Ни у кого из моих друзей не было тогда спиннинга, а у меня - был! Это был обычный для того времени спиннинг - дюралевый с "невской" катушкой. На катушку отец намотал леску 0,5, а в рыболовном магазине, где я был частым посетителем, я накупил себе разных блёсен. Критерий выбора блёсен был таков: чем больше блесна походила на настоящую рыбку, тем лучше. Целый месяц я жил с мыслью о том, как я поеду к нам на дачу в деревню, и наконец-то начну настоящую рыбалку. И вот она долгожданная поездка. Мужики в городском транспорте, глядя на важного рыбака с новым спиннингом, отпускали разные шутки. Меня они даже немного обижали ведь, несмотря на юный возраст, я уже ловил приличных судаков и щук спиннингом, который мне давал брат моего деда.
Надо сказать, что рыбачить я начал в раннем детстве, уже и не помню точно, когда именно. С трехлетнего возраста родители брали меня с собой в походы на моторной лодке по рекам Башкирии. А потом мы купили дом в деревне, что стояла (и сейчас стоит) прямо на высоком берегу реки Белой в 60 километрах от города Уфы. Там, в Андреевке, так называется деревня, нас набиралась хорошая компания таких же пацанов, как и я. И все наши игры, так или иначе, были связаны с рекой. Рыбалка тогда тоже была игрой и соревнованием между нами. В этой игре я побеждал чаще других. Может быть, поэтому рыбалка позже превратилась для меня в страстное увлечение.
Да..., так вот. В тот памятный день, приехав в деревню, я встретил там одного из своих друзей, своего тёзку - Андрюху. И мы договариваемся пойти вечером на рыбалку. В детстве все решения принимаются легко и легко воплощаются. Через час мы уже на реке, берем лодку и переплываем на так называемую плотину - некое рукотворное сооружение из булыжников и речной гальки, созданное для того, чтобы направить течение реки в сторону фарватера и улучшить тем самым условия для судоходства. Не знаю как насчет судоходства, но условия для рыбной ловли были созданы прекрасные: перекат, перепады глубин, галечное дно. В общем, всё что нужно, чтобы на этом месте держалась хищная рыба. На плотине уже рыбачит дядя Коля - местная знаменитость. Как всегда под хмельком ("только один глоток") рядом постоянный его спутник - спаниель Филька.
- Здрасьте дядь Коль! Как рыбалка?
- Здорово рыбаки. Один жерешок.
И взявшись рукой за тросик уходящий в воду, вытягивает за него жереха. Жерех килограмма на три мирно шевелит плавниками, тараща на нас глазищи. Отбегал своё зверюга. С уважением посмотрев на бывалого рыбака и его добычу, приступаем к рыбалке и мы.
Все, кто рыбачил спиннингом в нашей деревне, пользовались одним единственным типом блесны - "Байкал". Видимо кто-то однажды наловил с ней много рыбы, и "Байкал" стала самой популярной блесной в наших краях. Такие блесны были у моего приятеля и у дяди Коли. Дядя Коля дорабатывал блесну, монтируя на неё тройник большего размера при помощи заводного кольца. На доработанную таким образом блесну ловили всю хищную рыбу. Других блесен никто даже и на рыбалку не брал. Я достал маленькую колеблющуюся блесну, покрытую серой эмалью с красным пластмассовым хвостиком, привязал её и начал рыбалку. Логика моих действий была следующая: блесна, благодаря своей форме в виде искривлённого ивового листочка длинной сантиметра три, и эмалированному покрытию "под чешую", напоминала маленькую рыбку. Красный хвостик дополнял сходство. Брат деда, что давал раньше мне свой спиннинг порыбачить, говорил, что любая хищная рыба обязана обращать внимание на всё красное. Через несколько забросов - первая поклёвка. И я выбрасываю на берег судачка граммов на триста. Вот оно торжество вдумчивого подхода к рыбалке над тупым хлестанием воды. Сейчас рыбу такого размеры я конечно отпускаю, но тогда для меня это был приличный трофей. Дядя Коля посмотрел с улыбкой и сказал: "А ты привяжи блесну побольше, может и рыба покрупнее пойдёт". Не долго думая, привязываю блесну чуть большего размера. Несколько забросов и уже более крупный судачок трепещется у моих ног. Дядя Коля только ухмыляется. Андрюхе тоже хочется открыть счёт. И он предлагает отплыть от плотины и заякориться на некотором расстоянии от неё. Сказано - сделано. Нашли булыган поувесистей, оплели его алюминиевой проволокой и привязали к якорной цепи лодки. Отплыв на некоторое расстояние от плотины, забросили свой "якорь" и стали продолжать хлестать воду. Я, вдохновлённый первыми успехами, привязываю ещё большую блесну, которая соответственно ещё больше похожа на рыбку. Это была колеблющаяся блесна длинной около семи сантиметров, а вместе с тройником около десяти. По форме всё тот же искривлённый ивовый листок, только длинный. На теле блесны были выштампованы чешуйки и круглый глаз. Рядом с тройником болтался красный пластиковый хвостик. Многие из вас видели такую блесну в рыболовных магазинах не один раз. Типичная колебалка для судака и щуки. Это сейчас я начитался рыболовных журналов и книг, знаю что рыба реагирует на колебания при помощи боковой линии и всё такое... Тогда выбор блесны был чисто интуитивным плюс везение новичка. Но форму и размеры её я запомнил на всю жизнь.
Итак привязываю значит я эту вот блесну, забрасываю, и тут началось. Через каждые пять - семь забросов у меня происходила поклёвка. Брал судак. Дядя Коля перестал ухмыляться и только приговаривал после каждой поклевки на мою блесну: "Не ну ты смотри...". Примерно минут через сорок к нам подгрёб ещё один рыбак со спиннингом и заякорил свою резиновую лодку метрах в двадцати - тридцати от нас. Его звали Серега. Здоровенный такой мужик. Он держал спиннинг одной рукой. И при этом забрасывал свой "Байкал" дальше всех. И так нас стало четверо рыбачивших примерно в одинаковых условиях. Рыбу ловил ТОЛЬКО Я.
Все пристально следили как и куда я забрасываю, как веду приманку. Спрашивали меня обо всём этом. Пытались копировать. Но их усилия были тщетны.
Апофеозом этого шоу стал случай, когда наши с Серегой лески перехлестнулись. Он, на правах более опытного, подтянул спутанные лески к своей лодке, отцепил мою блесну, поглядев на неё с удивлением, как, мол, на эту железку вообще что-то ловится, и бросил её около своей лодки в воду. Пока я подтягивал блесну эти несчастные двадцать метров разделявшие наши лодки, у меня взял очередной судак килограмма на полтора. Тут Серёга рассмеялся: "Ну ты совсем обнаглел! Нам то рыбы оставь. Хапуга!".
Забросы я делал строго вниз по течению. Вращал катушку очень медленно. Моя блесна "парила" в толще воды, то колеблясь, то вращаясь с небольшой скоростью. Мне нравилось в игре блесны то что амплитуда колебаний и вращения не была большой и тройник не сильно мотался из стороны в сторону, как у некоторых колеблющихся блёсен. Я думаю, поэтому у меня не случилось тогда ни одной холостой поклёвки. На течении судак догоняет блесну сзади и хватает её практически прямо за тройник. И если тройник острый и правильного размера, то сходов не бывает. Если амплитуда колебаний блесны велика, то судак часто промахивается мимо тройника. Если повезёт можно зацепить его за наружную часть челюсти или за что ни будь ещё. Но сходы очень часты. Судак вообще является наиболее "сходящей" рыбой из-за того, что челюсти у него очень уж жесткие. На него нужны самые лучшие тройники, остроту которых надо всё время контролировать. У остальных участников тогдашней рыбалки, как я уже говорил, были вращалки "Байкал". Я и сам часто рыбачил потом такими блеснами. Оснастка состоит из блесны и грузила на заднее по ходу движения кольцо грузила навешивается тройник (Серега изобрел) с красной тряпочкой или красными шерстяными нитками. Половина поклёвок при этом случается именно на грузило. Но в тот вечер судак, видимо, предпочитал медленно колеблющуюся приманку. А вести вертушку с грузилом медленно довольно сложно. Игра лепестка сбивается или вообще блесна падает на дно. Наверно поэтому остальные рыбаки ни чего не поймали.
Все эти рассуждения у меня появились позже. Ведь я мысленно не раз возвращался в тот вечер и анализировал события. А тогда я был просто счастлив. Такими счастливыми люди бывают только в детстве, да и то не часто.
Напоследок судьба решила сделать мне ещё один подарок и окончательно добить остальных участников рыбалки. Когда уже начало смеркаться и прекратились поклёвки судака, мы уже было, решили сматывать удочки. И тут у меня взяла какая то большая рыба совсем не далеко от лодки. Она стала сильно плескаться, выпрыгивать из воды, делать свечки, производя много шума. Думаю, вы догадались, что это была за рыба. Ну конечно это она красавица щука. Не без труда Андрюхе удалось подхватить мечущуюся в воде бестию под жабры и забросить в лодку.
Опытные рыбаки, видавшие на своем веку много рыбы, дабы не показывать, насколько задето их самолюбие, пытались как-то шутить. Я же был, что называется на коне. Я был лучший. Супергерой. Бэтмэн. Никак не меньше.
Андрюха не мог перенести стольких ударов судьбы и потребовал прекращения такого издевательства. Я великодушно согласился. На берегу нас встретили двое мальчишек. Юрка и Олежка. У них была с собой толстая бамбуковая палка - обломок от удилища. Мою рыбу нанизали на кукан из алюминиевой проволоки, кукан на дели на бамбуковую палку. Юрка с Олежкой вызвались мне помочь донести улов до дома. Они были на два года моложе меня и действительно смотрелись как мои санчи-пансы. Это надо было видеть. Я специально выбрал путь подлиннее, чтобы пройти к дому через всю деревню. Жалко нас не кому было сфотографировать. Кадр получился бы живописнейший: по дороге идёт молодой парень, распираемый гордостью, счастьем, собственной значимостью и вообще всем, чем можно быть распираемому. Перед собой в одной руке слегка оттопырив мизинец он несёт новенький спиннинг. Новенькая спиннинговая катушка поблескивает в лучах заката. Другой рукой он небрежно отгоняет комаров, помахивая веточкой ивы. Рядом, пыхтя, идут два маленьких оруженосца, вдвоём неся на плечах бамбуковую палку. А на палке висит РЫБА. Около пятнадцати килограмм.
Безмена или весов у нас дома не оказалось. Наиболее крупных судаков и щуку мы смерили бабушкиным портняжным сантиметром. Щука - 83 см. Самый крупный судак - 65см, остальные - точно не помню, но тоже не мелочь.
Тогда мне было 11. Сейчас - 36. Рыболовная снасть тогда была примитивной. Сейчас у меня несколько "угольных палок", плетенка, всяких приманок целая куча. Но столько рыбы на спиннинг за один вечер я больше не ловил.