Рыбацкие рассказы
5 сюрпризов маленькой речки.
Андрей Афанасьев
Канары. Барселона. Пустыня Гоби. Джамалунгма, блин. Прям с ума посходили.
А я езжу на одну маленькую речку и радуюсь жизни. Я радуюсь речке. И она тоже мне радуется. А иначе как объяснить то, что она каждый раз преподносит мне новый сюрприз.
Сюрприз первый.
Показал мне эту речку один мой знакомый лет семь назад. Поехали, говорит, в пятницу после работы отдохнём, порыбачим. Полчаса езды от работы.
- Что за речка?
- Изяк. Бакля хорошо клюет. (Так в наших краях уклейку зовут).
- А что кроме бакли ни чего нет что-ли?
- Дык двацатое мая в других местах вообще не чего ловить. Вода-то мутная. Половодье.
- Ну, поехали. Отдохнём хотябы.
Набралась компания из четырёх человек. Пятница - короткий день. Работа до четырех. Доехали до речки за полчаса. Выбрались из машины.
- А где же речка?
- Да вот же.
- Пардон это что река? Да её переплюнуть можно.
Ну ладно приехали так надо рыбачить. Размотали удочки. Червей земляных накопали тут же под ногами. Забрасываю свою удочку и, о чудо, тут же начало клевать. Подсечка. Небольшая сорожка (плотичка) на крючке. Ну надо же.
В месте нашей рыбалки в Изяк впадал небольшой безымянный ручей шириной около метра и глубиной по колено. Ширина самого Изяка - от семи до десяти метров. В месте впадения ручья образовалась ямка глубиной метра полтора. В устье ручья скапливается много бакли и другой мелочевки. И если сильно не шуметь, клюет не переставая. Про сильно не шуметь я понял позже. А тогда мы рыбачили вчетвером в одном месте. Топали ногами, переходили с одного места на другое. Но тем не менее клёв был.
Вчетвером мы наловили бакли и сорожки килограмма два. Я даже отличился поймав неплохую сорожку и подъязка грамм на двести пятьдесят. Отдохнули, пожарили на костре сосиски. Подышали свежим воздухом.
Почему сюрприз? Да потому, что я привык рыбачить на реке Белая. В месте где я рыбачу ширина реки около двухсот - трехсот метров. А тут совсем маленькая речка. Местами ее можно перейти вброд и воды не будет выше колена. А местами есть такие омута... Но об этом позже.
Сюрприз второй.
Чем-то меня эта речушка зацепила. Кроме того, что сюда можно быстро добраться и на машине можно подъехать прямо к месту рыбалки, было еще что. И я стал сюда наведываться один или с друзьями. Очень удобно приезжать на рыбалку на вечер. Три часа на природе и на следующий день отдохнувшим идешь на работу. В одну из таких поездок обнаруживаю упавшее через реку дерево. Ниже него по течению небольшой изгиб кромки берега. Обратное течение. Нависшие над берегом кусты. Берег уходит круто в низ под воду. Местечко перспективное. Устраиваюсь по удобнее. Бросаю прикормку. Начинаю ловлю. В двадцати сантиметрах от берега глубина один метр. Так получилось потому что течение бьет прямо в берег и подмывает его. Поклёвка. Подсекаю и чувствую на крючке не мелочь. Рыба сопротивляется упорно. Да это не плотвичка с ладошку. Вываживанию мешают торчащие со всех сторон ветки кустов и трава. Кое как завожу в подсачек хорошего подъязка. Через некоторое время еще одного такого же. Словно близнецы.
Сначала я не ожидал, что вообще будет ловиться рыба. Теперь пошли уже не плохие подъязки. Интересно, что будет дальше?
Забрасываю снова. Глухо. Еще раз. Опять глухо. И так около часа. Очередной заброс. Грузило как будто легло на какую-то ветку или корягу под водой. Поплавок мотает течением в полулежачем положении. Пытаюсь перезабросить. Поднимаю снасть. Поплавок повис в воздухе. Леска натянута. Ну точно зацеп. Вариантов нет. Пытаюсь оборвать снасть. Мама. Оно, то за что снасть зацепилась, пошло против течения. Идет под то бревно, что лежит поперёк реки. В висках - бам, бам. После удачного начала верилось в удачное продолжение. Пытаюсь развернуть рыбу, поднять вверх. Как бы не так. Вера в надежность снасти начала потихоньку таять. Основная леска - ноль двадцать два. Поводок - ноль пятнадцать. До сих пор они меня не подводили. Это был не тот случай. Удилище гнется в три погибели. Я тщетно пытаюсь найти какое-то решение. Тем временем рыба без всякой суеты продолжает своё движение против течения и к противоположенному берегу реки. Я не только не смог развернуть или поднять её, но ни на миллиметр не сбил её с намеченного курса. Она только слегка ускорила движение, почувствовав, видимо, что-то не ладное. Леска дзинькнула. Удилище распрямилось, отстрелив остатки оснастки на ближайший куст. Я был ошарашен. Это была пощёчина. Или подзатыльник. Чувство такое, как будто меня надули на лохотроне. Ну что за монстр может водиться в подобной речушке. И вместе с тем радость. Я узнал нечто такое, что знают не многие! Леска на поводке имеет прочность на разрыв два кг. триста пятьдесят грамм. На правильном узле она рвется при усилии в два сто. Тестировал при помощи безмена. Моя рыбка порвала ее как гнилую нитку.
Сюрприз третий.
Река заинтересовала меня всерьёз. Язя пойманного в Белой я за деликатес ни когда не считал. Мясо его рыхлое и не обладает ярким рыбным ароматом и вкусом. Пойманные в Изяке подъязки (каждый потянул семьсот грамм, а к тем двум я добавил ещё три штуки помельче) были жирными и очень вкусными. Смотрю на карту "Уфа и окрестности". Изяк не протекает в загрязнённой зоне. В него не сливается ни каких отходов химических производств. Берега речки поросли кустарником и деревьями. И с них постоянно что-то падает в воду. Стоит с куста свалиться чему-нибудь, как на воде образуется небольшая воронка от рыбьего плавника. Рыбка пробует то, что свалилось на вкус. Берега реки земляные и глинистые. Когда идёт дождь, из берега вымываются водой черви и всякие личинки. Короче в пище рыба недостатка не испытывает.
Решаю изучить реку поподробнее. За несколько выездов и прогулок по берегам Изяка нахожу четыре перспективных места. И вот в очередной приезд на реку иду к заранее намеченному омуту. На противоположенном берегу уже расположился один рыбак. По виду дед лет семидесяти. Доехал прямо до берега на своём раздолбанном четыреста двенадцатом, покрашенным в четыре слоя масляной краской. Причём эти слои отличаются по цвету и не полностью перекрывают друг друга. Прямо "антилопа гну" какая-то. Дед машет мне рукой айда, мол, швартуйся вон там, в прогале между кустов. "А больше нигде к реке и не подойдешь". Ну что же швартуюсь. Оцениваю взглядом омут. Ширина метров пятнадцать, протяжённость метров около тридцати. До и после омута река тоже не мелкая. Разматываю свою болонку. Начинаю мерить глубину. Метр. Грузило не достает до дна. Два метра - не достает. Три - не достает. Глубина оказалась почти четыре метра. Не хило. А как рыбачить то. У меня и удилище всего четыре метра. Ну к рыбалке постепенно приспосабливаюсь. Не первый год замужем. Клёва нет несмотря на обильную прикормку. Не клюет и у деда. Он от скуки начинает разговор.
- У тебя леска-то какая?
- Основная ноль двадцать два, поводок - ноль пятнадцать
- А-а ну ни чего может и выдержит.
Чувствовалась во фразе этой некая недосказанность. Тут я обращаю внимание на снасть деда. По всему берегу установлены спиннинговые удилища с "Невскими" катушками. Я насчитал десять штук. Лески спускаются вводу. Никаких сигнализаторов поклёвки не установлено.
- А у Вас какая леска?
- Основная ноль восемь, поводок - ноль тридцать пять.
(!!!) Опаньки. Основная ноль восемь, поводок - ноль тридцать пять. Дедок то сурьё-ё-ёзный.
- Кого ж такими канатами здесь тягают?
- Как кого. Карпа.
- И большие экземпляры?
- Сам до пяти кило брал. А браконьеры с электроудочками двадцатикилограммовых доставали. От них и узнали, что здесь такая рыба есть. А на удочку больше пяти килограммового взять не возможно даже с такой леской как у меня. Сам смотри, какие коряги. Карп как почувствует неладное, сразу прёт в коряжник. А оттуда его и краном не выдерешь.
Вот тебе и Изяк. Речушка по колено. Даже если скинуть рыбацкие процентов двадцать всё равно получается, что здесь есть очень крупная рыба. Да я и сам в этом уже убеждался. Тут ниже по течению не далеко от берега раздался всплеск. Не очень сильный, но чувствовалось, что рыба не мелкая. Дедок оживился: "Вот. Вот он. Эх, неужели сегодня подсачек так и не замочу?"
А речка радовалась не только моему приезду. "Невская" катушка на одной из донок затрещала сдавая леску. Дедок схватил подсачек и вприпрыжку бросился к удилищу. Такими прыжками Брюс Ли прыгал на своих противников разя их ударами. Но и Брюс не угнался бы за тем дедком. Схватив удилище дед молниеносно делает подсечку. Но ему предстоит еще спустится с обрывистого берега к воде. А высота берега около двух метров. Дед преодолевает это расстояние порхая с уступа на уступ как бабочка. Опять напрашивается сравнение с каким-нибудь китайским боевиком, где герои, слегка оттолкнувшись ногами, взмывают в воздух и оттуда рубят всех своими мечами. Вместо меча в руках деда блестит дюралевый спиннинг с "невской" катушкой. Но видно, что искусство владения им дед оттачивал всю жизнь. Спускаясь с берега, он ни на мгновение не потерял контроль над ситуацией, успевал и леску подматывать, не давая ни малейшей слабины, и удилище наклонял в ту или иную сторону, не пуская рыбу в коряжник. Соперник у деда был в этот раз не столь опытный. После не долгой борьбы дед заводит в подсачек карпа. На вид карп тянет килограмма на полтора. Дедок посмотрел на меня, и на миг лицо его показалось мне лицом молодого мальчишки. Глаза блестели. Рот расплылся в улыбке.
- Ну вот замочил подсачек.
И уже с видом бывалого рыболова, степенно и кряхтя, дед забрался на берег. Поверженный противник его устало ворочался в подсачеке.
Я в тот день не поймал ни одной рыбки, но разве можно назвать такой выезд не удачным? Речка и тот дед преподнесли мне еще один сюрприз, снова показав, насколько обманчивым было моё первое впечатление об Изяке.
Позже я видел, как попадает малек карпа в Изяк. В верховьях того ручья, что впадает в реку есть большой пруд. И по весне, когда воду из пруда спускают, с ней идет и карпёнок. Местные деревенские пацаны ловят его поплавочными удочками и сетками. Летом вода в реке хорошо прогревается, но так как она проточная, то и кислородный режим для рыбы видимо подходящий. Корма здесь, как я уже сказал, рыбе более чем достаточно. Так что все условия для роста столь сильной и большой рыбы как карп есть.
Сюрприз четвертый.
Ну, для меня-то это был уже и не сюрприз. А вот для тех, кого я привез с собой...
Решил я показать свою речку своим коллегам по работе и собратьям по увлечению. Приехали втроем: Николаич, Канарский и я. Первая реакция моих знакомых была примерно такой же как и у меня. И глядя на то, как я достаю свой большой подсачек с длинной ручкой, как замешиваю по полной программе прикормку из нескольких компонентов и тому подобное, они отпустили в мой адрес несколько шуток. "Давайте, давайте", подумал я, "посмотрим, кто посмеётся последним".
Все разошлись в разные стороны. Николаич рыбачил на оригинальную снасть. По сути обычная донка со скользящим грузилом, но вместо крючка на конце снасти маленький тройник. Причем тройник не привязан, а закреплён с помощью петли. Рыбачил он на кусочки хлеба в форме кубиков. Хлеб был по моему подвяленный. Сначала в кусочке хлеба проделывается дырочка. Затем в неё продевается петля. На петлю одевается тройник. Потом петля вытягивается обратно, и тройник впивается крючками в хлеб, полностью в нем скрываясь. Далее Николаич загадочно прищурив глаза достаёт из кармана баночку с чем-то (говорит обычное подсолнечное масло) и обмакивает в неё насадку. По моему гениально.
Канарский начал пробовать силы в рыбалке лёгкими блеснами на спиннинг.
Я расположился на своём месте ниже того самого бревна поваленного через реку.
Результаты рыбалки:
Канарский - щурёнок грамм на четыреста;
Николаич - язь чуть менее килограмма весом;
Я - несколько подъязков общим весом под три килограмма.
Если учесть, что вся рыбалка длилась часа три, то в общем не плохо.
Вечером, когда собрались у машины Николаич глядя на рыбу, на реку, на окружающую природу изрёк:
- Да-а-а Изяк напоминает мне реку моего детства
Почмокал губами, поцокал языком, закрыл глаза и на несколько минут ушёл за грань бытия в свои воспоминания.
Сюрприз пятый.
На реке Николаич и я. Я со своей верной поплавочной удочкой (основная ноль двадцать два, поводок ноль пятнадцать). Николаич изменил своей донке, за что в итоге поплатился. В этот раз он ловил только баклю на поплавочную удочку.
Я опять иду к своему бревну, но располагаюсь не ниже него по течению, а выше, надеясь, что на запах моей хитрой прикормки из-под бревна выплывет та рыба, что там сидит.
Промеряю глубину. Нормально, около метра. Течение слегка крутит. Забрасываю прикормку под нависший куст на границу прямого и обратного течений.
Вечер прекрасный. Дует легкий ветерок. Птички щебечут. Короче, чувствую: рыба будет. Пока течение размывает прикормку. Достаю все причиндалы, насадку, раскладываю стульчик. А место, надо сказать, для рыбалки крайне не удобное. Берег почти отвесно спускается к реке. Для того чтобы поставить стульчик пришлось выкапывать в береге ступеньку. Со всех сторон торчат ветки кустов. Сверху низко склоняются деревья. Вдобавок из воды в нескольких местах выглядывают коряги. Из четырёх метрового удилища пришлось делать трёхметровое, сложив одно колено, и связав кольца соседних колен проволокой, чтобы хоть как-то суметь забросить снасть.
Ну что же всё готово. Наконец-то можно спокойно посидеть, любуясь бликами воды и свежей июньской зеленью. Забрасываю. При первой же проводке осторожная поклёвка. Так может клевать только сорожка. Что ж посидим, половим сорожку. Благодать. Вот в такие вечера и сочиняются всякие там гениальные стихи и разные там поэмы, и складываются ноты одна к одной, образуя вечную музыку. А у кого таланта не хватает, может спокойно сидеть и ловить рыбку. Забрасываю снова. И снова такая же осторожная поклёвка. Даю рыбе получше взять насадку и подсекаю. Но что это. Рыба отнюдь не вылетает из воды после энергичной подсечки. Наоборот удилище гнётся и клонится, касаясь кончиком водной глади. Некоторое время не могу совладать с рыбой. Она ходит кругами и чудом не заплывает под коряги. Кто же там. Может быть карп. Как назло всё как-то не так. Удилище цепляется за ветки со всех сторон. Подсачек лежит не стой стороны. Судорожно перехватываю удилище в левую руку. Правой беру подсачек. Он зацепился за какие-то палки. Изо всех сил трясу подсачеком, пытаясь при этом не выпускать из виду звенящую как струна леску и то место где она входит в воду. Подсачек наконец-то свободен. Рыба заходит на очередной круг, разгоняясь в низ по течению. Это уже опасно. Но в тот момент, когда я ожидал, что леска таки лопнет, рыба поднялась к поверхности, развернулась и почему-то на полной крейсерской скорости понеслась прямо мне под ноги. Руки, кажется, сами делают свою работу без помощи мозга. Правая ставит подсачек на пути движения рыбы. Левая слегка направляет ее. Есть. Ф-ф-ф-у-х-х. Вот это да! Вот тебе стихи с поэмами. Паниковский в "золотом теленке" говорил, что это симфония, когда он идет на гуся. А вываживать язя среди кустов и коряг это "каприс" Паганини. Быстро, точно и на пределе возможностей снасти. Хорошо, что моя струна-леска не
оборвалась!
Теперь можно и похвастаться. Иду к Николаичу. Расписываю всё в подробностях и в красках. Не верит. Идем смотреть рыбу. Язь явно больше килограмма. "Фантастика, продолжает удивляться Николаич, в такой речке и такая рыба".
Сделали несколько фото на память. (см. мой фото альбом на сайте).
Дома взвесил язя - 1,6 кг. Не такой уж и трофей скажете вы. Лавливали и по более. И мы лавливали. Но если бы довелось вам увидеть то место, где он был пойман...
Река Изяк это не то место где можно заготавливать рыбу на месяц. Тут другое. Уголок нетронутой природы рядом с промышленным городом. Свой микроклимат. Свой микромир, частицей которого теперь стал и я. Сидишь, бывало среди кустов затаившись, а надо сидеть именно так. Комары жрут поедом. Но когда пройдет некоторое время после возни, связанной со всякими приготовлениями к рыбалке, этот мир начинает оживать вокруг тебя. Прилетает дятел и начинает долбить дерево прямо у тебя над головой. Проплывет выдра и, заметив подозрительное, нырнет под воду с громким всплеском. В траве на опушке прибрежного леса бегают какие-то зверьки вроде сусликов. В воде начинает ходить рыба, оставляя круги на поверхности. Порой можно услышать внушительный всплеск. Крупная рыба дает понять мелочевке, кто здесь хозяин.
Рыбачить на маленькой речке, такой как Изяк, лучше сидя на стульчике. На крупную рыбу лучше конечно использовать донку с кормушкой и удилищем с гибкой вершинкой в качестве сигнализатора поклёвки. Хороша снасть, которую использовал Николаич. Просто и со вкусом. Приманка и прикормка в "одном флаконе". Но мне больше по душе поплавочная удочка. Люблю я наблюдать движение поплавка, управлять им. Снасть нужно отпускать дальше от себя по течению. Потому что как бы тихо вы ни сидели, рыба чувствует присутствие постороннего. Иногда поражаюсь наивности рыболовов, которые, спускаясь к берегу реки, топают сапожищами как стадо бизонов, при этом часто они разговаривают шепотом, чтобы не распугать рыбу. Перезабросив несколько раз удочку такой рыбак сетует на полное отсутствие рыбы. Конечно рыбы там нет. Что она дура что ли. Настоящий рыбак подкрадывается к месту ловли как кошка. И сидит тихо, не шелохнувшись. Тогда шанс есть.
Сейчас я живу в Питере, но будет возможность оказаться снова на родине, обязательно приеду на Изяк, чтобы ещё раз ощутить обаяние спокойной, неприметной маленькой речки.