Рыбацкие рассказы
Местный (поучения старого... ворчуна)
Андрей Афанасьев
Приехали. Как тебе местечко? Ничего? С рыбой будем. Гарантирую. Только ты ме-ня слушай. Я тебе всё расскажу. Настоящему рыбаку никогда не жалко с другим таким же поделиться всем, что сам знает. Сабанеев ещё Леонид наш Павлович. Старик Сабанеев еще писал: «Рыболовы, мать вашу, если хотите поймать рыбу на новом месте, найдите ме-стного рыбака и узнайте у него, как» (про мать он не писал, но думал, ибо русский чело-век всегда думает о матери).
Тебе-то искать не надо. Вот он я – местный. (Место – среднее течение реки Белая, той, что в Башкирии. Глубина до шести метров. Дно песчаное галечное или каменистое. Ширина метров триста.) Спроси у меня. Я по этим берегам хожу с тех пор, как из пелёнок вылез. Я каждый камешек на берегу знаю и каждую ямку на дне речном. Рыба меня пом-нит и уважает. И ловится столько, сколько нужно. Хоть иногда и капризничает. Ну, зна-ешь, река ить она как женщина. Любит, любит, а когда дык закапризничает. Речка моя.
А рыба здесь всегда ловится. Надо только знать: какая рыба, в какое время, в каком месте и на какую снасть.
Вот, например, думаешь зря, что ли я тебя именно сегодня именно сюда привел?
Не думаешь. А надо думать. На рыбалке всегда думать надо. И знать, куда идти и когда. Сегодня у нас что? А сегодня у нас июль. Жара. Вода прогрелась, цветёт. Вон какая зелень по поверхности плывет. Самое паршивое время для рыбалки. Везде только не здесь. Смотри сюда. Видишь что это? Что, что гора это вот что. А из-под неё родники бьют, видишь? Видишь. Из песчано-каменистого берега вода сочится как из мокрой губ-ки. А ты думаешь, она только на берегу сочится? K! Ведь берег переходит в дно речное и в этом месте плавно понижается по направлению к центру реки. И на дне точно такая же родниковая холодная вода сочится из-под камешков. Смикентил? Рыбка-то свой режим температурный хочет соблюсть. А тут мы её того самого...J
Говорю тебе, зря ты на лодке далеко заплываешь. В этом месте рыба ближе к бере-гу держится. Метров двадцать от берега и харэ. А лучше с берега, как я в болотниках. В воду заходишь, и заброс метров на десять – пятнадцать.
А, на крупняка пошёл, ну давай, давай. Крупня-я-як. Крупняка нет здесь. Здесь подлещик от 300г до 1кг и подъязок примерно такой же. Но зато меньше этого размера рыбы здесь тоже нет. Такое место. Говорю же, знаю тут всё.
Ну кто так кошель кидает - прямо под лодку. Тут глубина-то метра три от силы. Если хочешь здесь с кошелём, то для него специальную приспособу иметь надо: пенопла-стовую дощечку на верёвочке. Кладёшь на пенопласт кошель и отпускаешь по течению на веревке метров на шесть от лодки. А потом пенопласт за верёвочку из-под кошеля выдер-гиваешь. И кошель опускается на нужном расстоянии. А бросить такой груз из резиновой лодки на это расстояние не получится. Говорю ж тебе, всё я уже здесь попробовал. А близко к лодке рыба на такой глубине побоится подойти. Вот смотри у меня прикормочка какая. Песня. Пшено слегка запаренное (чтобы не слипалось, а было рассыпчатым) сме-шивается с молотыми семечками и с отрубями. Отруби - гениальная вещь для прикормки. К этому всему добавляется песок и глина. Причем на таком течении как здесь песок и глина – половина общего объема прикормки. Вот и все. А у тебя что? Одна каша в коше-ле. Без семечек прикормка намного хуже. Главное ни когда не пользуйся магазинными прикормками на Белой. Ни одна из них здесь хорошо не работает. Рыба здесь питается в основном животным кормом. Ну летом, как сейчас, конечно траву, всякую водоросль по-едает. Со сладко пахнущей магазинской прикормкой ты мелочь одну приманишь. Она те-бе порыбачить не даст. Только натуральные запахи. Семечки можно сыпать сколько хо-чешь. А вот зимой, к слову, ты здесь леща ни за что растительной прикормкой не зама-нишь. Более того, насыплешь в лунку каши, и если были поклёвки леща, они полностью прекратятся. К тому, что я перечислил, можешь добавить еще зелень укропа. Очень хоро-шо. Можно молотой гречки немного. Можно, конечно и посложнее прикормку изобрести, но я считаю ни к чему это на простой (неспортивной) рыбалке. Трата времени. К тому же мы сегодня на рыбном месте (я ж тя не зря сюда привёл то) надо только собрать с помо-щью прикормки рыбу в кучу, чтобы ловить было интересней.
Ну вот, шаров из прикормки налепил можно теперь их забрасывать. Тяжелые гли-нистые шары лягут кучей на дно. И их будет размывать течение постепенно. На муть от глины и отрубей, на запах от семечек вся окрестная рыба сбежится. Или сплывется, как там правильно...?
Ну что там у тебя? Эх, ну говорю ж, ничего из-под самой лодки ты здесь не выло-вишь.
Да вижу, что не в первый раз рыбачишь. Но ведь рыбалка, она ж вся из нюансов и прочих тонкостей. Всё вроде ты делаешь правильно, но я бы сделал чуть-чуть иначе. Вот приедем на твою Салдыбашку, будешь ты меня учить, а я слова не скажу. А только вни-мательно слушать буду и в глаза тебе заглядывать. Поделись, мол, своим секретом сокро-венным. А здесь ты меня слушай. В глаза, черт с тобой, можешь не заглядывать.
А вот и поклёвочка. Сорожка (плотва). Она всегда первая подходит. Да нормальная сорожка граммов 300. Я ж те говорю, меньше здесь и не будет. Оп-па подлещичек. Ну, пошла рыбалка. Погода-то сегодня – чудо. А слыш, с той стороны реки как бахает. У щу-ки жор.
Ни чего ты сегодня не поймаешь. Вот завтра утром сделай, что я говорю, и будешь с рыбой. Болотники есть у тебя. Прикормку помогу замешать. Удочка шестиметровая проводочная тоже есть. Семечек молотых у меня хватит. Встанешь вон на тот мысок.
То как я рыбачу, ноттингемская удочка называется – в журнале прочитал. А мы с отцом зовем её проводка с петлёй. Самая скоростная рыбалка. Видишь, как часто перебра-сывать снасть приходится. Чем чаще над прикормкой будет снасть проходить, тем больше рыбы поймаешь. Поклевки то на каждой проводке. Ать, о-о, ну вот этот, пожалуй, под ки-ло будет. Окуратненько подводим к берегу, на мелководье. Так лег на бок. Еще подтащим к самому берегу. Подпрыгивать начал, а леска то натянута, вот сам на берег и запрыгал. Молодец. Ноль пятнадцать на поводке. На узле рвется при усилии в 2,1кг. Отличная бур-жуйская леска. Всю рыбу так на берег выбрасываю. Хорошо берег достаточно пологий. Ну, видишь, как здесь, на таком течении, с подсачеком возиться? Только время терять. А клёв активный длится только три часа всего. За это время надо многое успеть.
Ать, а вот этот резвее бегает – подъязок. Ну, тоже хорош.
Ой, ой смотрите на него, вымучил таки одного подлещика.
Да говорил, ни чего не поймаешь. И от слов своих не отказываюсь. Один подлещик это, понимаешь, не рыба.
Давай, давай, посмотрим после восьми часов, у кого сколько будет. Вечером здесь клев в районе восьми заканчивается. Так что ты там поторопись.
Так сколько прошло? Час, ага, пора подбросить прикормки. На течении прикормка со свистом уходит. Только успевай подбрасывать.
Почему проводка с петлёй? А смотри, видишь я, когда оснастку достаю из воды для перезаброса, беру свободной рукой за леску в районе первого кольца пропускного и вытягиваю её. А теперь заброс. Вытянутую леску отпускаю, и оснастка улетает на пятна-дцать метров. Примерно так нахлыстовики забрасывают. Просто. Только немного потре-нироваться надо. С моей семиметровой удочкой можно и без всякой петли забрасывать. Это уж я так по привычке и для большей маневренности.
Ну что сравнивать будем улов? А-а, то-то же. Говорю тебе, ни кто больше меня здесь не ловит. Только вон те мужики, что на приколе сидят. Так они, извини меня с вес-ны ведрами пшеницу в кошели свои сыпют. У них там у каждого свой косяк рыбный па-сётся. А если ты хочешь отдохнуть и половить рыбку на выходных, лучше способа, чем мой не найдёшь. Ладно, не переживай, ещё завтра утро и вечер есть для рыбалки. Своё поймаешь. Только меня слушай. А сегодня на уху хватит, еще и для засолки останется.
Посмотри лучше вокруг места-то какие. Слышишь вот эти звуки? Это журавли с той стороны реки. Завтра утром увидишь их. Над нами пролетать будут.
Эх, а вот приехал бы ты сюда зимой. Красотища. Река подо льдом. А прямо по льду вдоль берега накатана дорога. Её накатывают рыбаки из ближнего городка на специально сконструированных мотоциклах-снегокатах. А я хожу по ней пешком. Идешь, вокруг ти-шина, непривычная после шума городского. Только из деревни иногда слышен лай собак. Да слова русские матные. Снег искрится. Всё бело, чисто. Дорога уходит в бесконечность в сторону солнечного заката. От воздуха морозного, тишины и этого света со всех сторон обалдеваешь, и, уже не помнишь когда ты начал свой путь, сколько тебе ещё идти. Кажет-ся, так и шёл бы всю жизнь по этой искрящейся дороге в сторону солнца.
Ладно, ладно. Да, вот такой вот я философ. Ты трескай уху то, трескай, не пода-вись. Ну, ещё по одной? За философию.