Рыбацкие репортажи

ПриКольские зарисовочки.(попытка отчета)

DDD (Дмитрий Кириченко)

Вначале была мысль. Как теперь утверждает Гранд, идея с длинным выездом пришла в голову его жене, которая насмотрелась телепередач про Ахтубу. После определенной трансформации на работе, идея заменилась на противоположную с географической точки зрения и слегка сдвинутой в сторону с персональной – вместо Грандовой жены поехал я. Ну, а поскольку, мной была осуществлена перемена географической составляющей, то и переговорный процесс с туроператорами по Кольскому был торжественно возложен на меня. Казалось бы, залезаешь в сеть, выискиваешь адреса, шлешь “мылы” и ждешь ответа. В принципе, так и вышло, только количество полученных ответов было гораздо меньше отправленных вопросов. Как потом оказалось, очень – очень немногие фирмы занимаются зимним рыболовным туризмом. Что еще более невероятно, помог нам в принципе, и не рыбак, Константин Кушнир из Ловозера. Он занимается автотуризмом, как правило, в режиме 4 на 4. Причем Нивы в свои приключения не берет. Говорит, что им там нечего делать – скорость не та, да и просвет низкий. Судя по той кассете, что у него видели, Нивы там отдыхают. Костя сумел организовать нам связь с фирмой, владеющей базой “Саамская деревня” на Ловозере, и организующей всяческие рыболовные приключения. На все вопросы мы получали вполне оперативные ответы, мало того, Костя встретил нас в Оленегорске, отвез к себе на ужин с картинками и пленками о Кольском, и утром в понедельник, подбросил нас точку, где нас забирал начальник базы Саша.

Санный поезд, состоящий из снегохода и двух связанных саней, бодро потащил нас в “Саамскую деревню”. На базе Саша представил нас персоналу. Персонала было нехило. Саша – начальник базы и супер – гид. (Про себя мы называли его Гуру),

Алена – помощник Гуру, отвечающий за наше пребывание в Краснощелье,

Толик и Андрей – помощники Гуру, по всем вопросам (т.е. прислуга за все),

Марина – повар, причем очень сильный, кормила нас вкусно и на убой,

Саша (молодой) – брат и помощник Марины и главный по функционированию базы, в его задачах – баня, дрова, вода, топливо и пр. и пр. и пр.

Несколько слов о базе. База находится на острове Еловый, километрах в 10 –12 от села Ловозеро. Добраться можно только водой. Главное помещение – стилизованное под чум, островерхое, круглое по основанию здание, диаметром метров восемь, изнутри обшитое вагонкой, с электрическим освещением и очагом. Внешняя стена чума утеплена дерном.. Пол в несколько слоев застелен оленьими шкурами. К этому чуму примыкает кухня – она же место проживания персонала. Кроме того, есть несколько подсобных сарайчиков и чумов – настоящих, на жердях, покрытых брезентухой.

После представления персоналу нас и нас персоналу, качалка наклонилась – “за приехали”. Тут – то Гуру и держал перед нами речь, которая описывала возможные варианты нашего приключения. По – крупному, их было всего два – постоянно жить на базе и “радиалить” и второй – рвануть снегоходами и санным поездом в д. Краснощелье – на Поной. При слове “Поной” мы сделали стойку, и уже не слушая Гуру, вещавшего о возможных трудностях и проблемах, заголосили – Поной, Поной. Я думаю, что и вы, уважаемые читатели сделали бы тоже самое. Просто, при упоминании этой великой реки, у любого рыбака что – то щелкает в голове, и все остальные варианты становятся какими – то тусклыми. Червяк тщеславия начинает шевелиться внутри и шептать о том, что очень немного рыбаков сверлили Понойский лед. Короче, мы, дав обязательство Гуру “стойко переносить тяготы и лишения” длинного перехода выбрали Поной. Гуру взял себе полтора дня на подготовку снаряжения, продуктов и прочей ботвы, и сдал нас на Толика и Андрея для рыбалки на самом Ловозере. Еще малость попользовав качалку, мы собрались на озеро затачивать снасти и навыки под местную рыбу. В сани – и на лед! Ловить на озере, недалеко от базы мы будем остаток дня в понедельник и почти весь вторник. Гуру за это время подготовит все хозяйство для перехода. Первое впечатление – рыба есть! Сверлишь, опускаешь – поклевка. Только уж больно знакомо подрагивает, опускаясь, кивок. Не подсечь. Наконец подсекаю – есть, есть, первая рыба со льда за Полярным кругом. Тьфу, блин, ерш…. Мда….. Ладожская снасть из Линдроса и мухи уверенно выковыривала ершей. Андрей, пристроившись неподалеку, настойчиво советовал нам перейти на мормышки. Мы упорствовали. Количество ершей на льду росло. Понимаю, что происходит что – то не то, ложусь на лед и заглядываю в лунку.

Е-мое! Огромное количество рыбы. Ее просто море. Чуть приподняв снасть от дна, замечаю, что ерши остались внизу, а к мухе, очень осторожно, начинают приближаться сижки, некрупные, грамм на 100-150. Какой – то сижок не выдерживает, бросается на муху, доля секунды, и успевает выплюнуть. Да, этих гвардейцев можно ловить только вприглядку, за кивком просто не сможешь уследить. Часа через два сдаемся и переходим на мормышки. Дело потихоньку налаживается. Во вторник продолжаем осваивать Ловозеро. Очень интересно ловить вприглядку, глубина небольшая, грунт светлый, мормышку видно хорошо. Видно и рыбу. Время от времени, не обращая внимания на мормышку, проплывают здоровенные монстры. Из под капюшона раздаются сдержанные и не очень матюги. Но нескольких гвардейцев на пол – кила уговорили. Любопытное ощущение, на тонкой леске, на небольшой глубине (1.5 – 2.0 метра вместе со льдом), оппонент “дает копоти”. А при входе в лунку – замирает, как будто удивляется, где это я очутился? Кстати, свежесоленый сиг и водка / виски – близнецы – братья. Так проходит вторник.

Среда. Подъем. Завтрак, после которого персонал начинает лихорадочно носить вещи и продукты в сани, увязывать весь скарб, который составит, на итоге, весьма нехилый воз.

Саня подгоняет народ. Народ подгоняется. Видно, что парни очень уважают Сашу, и наверное, немного побаиваются. Гуру торопит, поскольку, погода резко повернула на тепло и снегоходам в мокром, проваливающемся снегу придется несладко, не говоря уже о драйверах. Изначально, второй снегоход шел без саней, под чутким управлением Гранда. Однако, управлять снегоходом по гладкому льду озера и по весьма неровной тундре – две большие разницы. Гранд начинает здорово отставать. Кроме того, усиливается дождь, превращая снегоходную дорогу в одну большую засаду. Гранда пересаживают на сани. Меня – туда же. Время от времени полоз саней проваливается под наст, а мы вываливаемся из саней. Мокрый и очень глубокий снег. Выкапываемся сами, выкапываем сани. И так много – много раз подряд. Мокрые, как мыши, дождь не прекращается. Хорошо, что поехал не в пуховике, а в мембраннике. По итогу четырех часов пути – прошли чуть более 40 км.

Привал и перекур с переедом. Место – избушка трактористов, работающих на санном пути. Над дверью прибита табличка “Трактир куница”, юмористы, блин.

Сами трактористы отсыпаются на полатях. Увидев нас, просыпаются, знакомятся. Выставляем харчи и немного водки. Алена шуршит, как электровеник, все нарезается, раскладывается, разливается. Мы пытаемся подсушить мокрое шмотье на печке. Слово за слово, разговариваемся с трактористами. Отчаянные люди. По тундре путь из Ловозера в Краснощелье занимает сутки, и это при нормальной погоде. А если метели, оттепели….даже подумать жутко. Кругом тундра, радиосвязи нет, поэтому, меньше, чем втроем, в этот путь не отправляются. Везут, в основном, топливо. Кстати, слухи об умирающем Севере сильно преувеличены. Где народ работает, там все вполне прилично, например отчаянные трактористы (их еще прозвали в Ловозере Дикой дивизией) зарабатывают в месяц около тысячи мертвых енотов, хотя, работка, еще та. Два часа пролетели быстро, тряпки условно подсушились – в путь. Дождь немного утих, но снег все еще мокрый, сани валятся, мы валимся с саней. Если бы наши кувырки происходили пореже, то это было бы просто весело, а так…Шмотье снова все мокрое.

Прекращаю вас, дорогие читатели, кошмарить, долго ли, коротко ли, добрались мы до Краснощелья за 16,5 часов, чистой дороги 14,5.Ррасстояние – 130 км. В пол – четвертого утра добрались до дома Алениных родителей. Мы с Грандом, с непривычки засыпаем на ходу. Алена тут же начинает готовить, то ли поздний ужин, то ли ранний завтрак. Это вообще, какой – то железный человек. Как бы не высокопарно звучало, но теперь понятно, почему СССР победил в Войне. В тылу работали Алены. В 9 утра – подъем. Завтрак, стараниями Алены, уже готов. На коротком совещании решаем прорываться в Чалмны –Варрэ, деревеньку, почти брошенную, в районе которой Поной разливается в цепь озер. По словам Гуру, рыба, отдыхая от течения, там и тусуется. В сани – в путь. Примерно, через час езды, понимаем, что не прорваться. Сани опять зарываются. Возвращаемся в Краснощелье, выезжаем на Поной. Очень красивая река.

Даже зимой. Тактика ловли достаточно проста – сверлим лунки под обрывами. Там ямки, течение послабее. Сменив пару мест, наконец находим рыбу. Другое дело, что по – крупному рыбу – то находят Гуру с помощниками. Мы с Грандом продолжаем упираться в блесномуховые конструкции, которые, кроме невнятных, еле заметных потычек не приносят результата. Наконец сдаемся, переходим на мормышки, но теперь мучаемся с подбором цвета. Эта, точнее, эти заразы, сиги и хариусы, почему – то предпочитают цвета, которых у нас нет. Гуру настойчиво предлагает мормышки нужных цветов, мы настойчиво отказываемся, “у Советских собственная гордость” /с/. Тем более, что на оставшуюся с Лунки 03 золотую вольфрамку получаю пару поклевок, и даже, вынимаю сижка грамм на 300. Если учесть, что у ребят в активе 700-800 граммовые экземпляры, то становится просто стыдно. Нас переловила даже Алена. Позор. День начинает убывать и мы собираемся в дом Алениных родителей. Завтра – в обратный путь.

Гуру обещал по пути завести на озеро Яловое, из системы реки Курга. Шикарный ужин дома у Алены. Разговорились с Алениным отцом, начальником Краснощельского аэропорта. Очень интересный мужик, много сделал для появления Лумиса в Рябоге. На одежной вешалке, притулилась кепка со скромной надписью “Лумис”. С тех времен? – С тех. У Гуру, кстати, имеется спининг, лично подаренный Лумисом. Говорит, долго висел на стене, с прошлого сезона попробовал им ловить, и долго потом спрашивал себя, чем же он ловил до сих пор? Долгим ужин не получился, завтра подъем рано – рано. Попробуем застать ночной наст. Наш поезд по хорошему насту пойдет быстрее.

Подъем в 5. Все вещи собраны с вечера. Когда мы с Грандом уже спали, ребята работали. За окном легкий морозец. Какое – то время пойдем по насту.

Действительно, здорово. Ни сани, ни снегоходы не проваливаются, временами скорость доходит до 40 км в час. Кувыркаемся с саней гораздо меньше, да и собственная кормовая часть уже более – менее привыкла к саням. Другое дело, что падать в мокрый снег - это одно, а в жесткий наст – несколько другое. Иногда останавливаемся на перекуры, на одном из которых увидели медвежьи следы. Несмотря на то, что следы были некрупные, Гуру, предложил закончить перекур по – быстрому, ибо маленькие мишки очень редко ходят по одиночке.

Долго ли, коротко ли добрались мы до озера Яловое. Почему Яловое? - Так там никто не нерестится. Все занимаются воспроизводством в Курге. Глубина полтора метра. Лед метр двадцать. Спасибо Морам со вставками. Ибо, Ленинградский бур, которым были вооружены Толик с Андреем, вел себя плохо, а временами, так просто никак. За такое сверление ребята получили прозвище “мазохисты”. Заталкиваю самомнение подальше и иду к ребятам за мормышками. Набираю черных свинцовых шариков. Леску, что ли перемотать? Да фиг с ним. Оборвет, так оборвет. Тогда и перемотаю. Ну, Сигма, ноль, ноль восьмая, тут то тебя и проверим. Заодно и себя. Гранд ловит на ноль один. Все эти палки остались у нас с Лунки. Блесновые удочки в мормышечные не переделать, не хватает чувствительности кивков. Одно дело – блесна, а другое – ма-а-а-аленькие мормышки. Клевать начинает примерно минут через 20 – 30. Похоже, оппоненты должны успокоиться после сверления. Интересно, расстояние от Гранда до меня - два бура, но у него и хариусы и сиги, а у меня только хариусы.

Поклевки достаточно резкие, но до хлыста усилие не доходит, сгибается, или разгибается, только кивок. Сечешь, а там – зверь. Леска 0.08, звон, адреналин во все места. Воды подо льдом мало, задача развернуть оппонента в лунку. Потом клюнул ОН – 1.300. Это была песня. Гуру снимал. Я долго ругал себя за нежелание перемотаться хотя бы на 0.15. Сражался долго.

И отпускал, и поднимал, и снова отпускал. Наконец он сдался. Есть! Обхожу наших, ничего подобного нет ни у кого. Да, есть по 600-700-800, но такого нет ни у кого. Прусь.

Но, похоже, Саша с командой, рады не меньше моего. Замечаем, что у нас с Грандом, при всем уважении к проводникам, клюет лучше. Видимо, сказывается толщина лески. Понятно, что когда он хочет клевать, то толщина его не слишком смущает, а вот когда клев не очень, то тут вступают нюансы. Потом клевало и ловилось еще, но мой монстр, так и остался лучшим. А так, переносной холодильничек мы набили. Солнце пошло на закат, а мы стали собираться, нам еще предстояло тридцать километров пути до Саамской деревни.

На какой – то из кочек ломается полоз на наших санях. Сани, в принципе едут, но плохо. Гранд остается на них, а я пересаживаюсь на воз. Причем верхом. Дон - Кихот. В какой – то момент, естественно, рядом с большой тундровой болотной лужей, я вместе с возом ложусь на бок. Воз до лужи не дотянул. Дотянул я. Но уже видно Ловозеро, значит, нам недалеко.

База. Саша (молодой), увидев свет фар снегоходов, дает три зеленых свистка Марине, и нас встречают ужином.

Баня. Гуру мчится в Ловозеро за пивом. И за водкой. После ужина, бани, пива, водки укладываемся спать. Утром встаем сами, никто нас не будит, сегодня последний день и власть Гуру кончилась. Свободное расписание. Идем на завтрак, но почему – то, пиво идет лучше, чем кофе и чай. После завтрака отправляемся с Грандом чистить рыбу. На фига мы ее столько наковыряли? Но глаза боятся, а руки чистят. Чистили – чистили – вычистили. Некоторые хариусы были с икрой. Свежепросоленная икра – вещь! Особенно, сами знаете, подо что! Последний обед. Решили на пару часиков прокатиться на озеро, так сказать, последняя гастроль. Поклевывает. Сижки, хариусы. Гранд всех напугал, начав кряхтеть и сопеть над лункой. Оказалось хариус, всего – то на 500 – 600, но, со слов Гранда, какой – то “бурый”.

Или культурист. Последние фотки на фоне Хибин. Закат. Красотища. Как не хочется уезжать.

Но мы обязательно вернемся сюда. Обязательно!

Вместо заключения.

Почему было так здорово?

Потому что Гуру с командой очень любят свои края. Потому что они умеют ловить рыбу. Потому что они просто хорошие и надежные люди. Спасибо им большое.