Разное

О некоторых стратегиях рыбной ловли: «удача» на рыбалке

И.Ю. Назарова

        В этой заметке речь пойдет о некоторых стратегиях привлечения «удачи» на рыбалке; в качестве материала я буду использовать обсуждения примет, запретов и предписаний на рыболовных интернет-форумах.
        Магия нацелена на практический результат: преобразование имеющегося положения вещей в благоприятном для субъекта магических действий направлении1 . «Удача» является абстрактным понятием, и она неподвластна человеку. Чтобы сделать «удачу» объектом магии, можно представить ее в виде живого существа и материального объекта 2. Основанием для первой метафоры («удача» как живое существо) может служить общее свойство «удачи» и поведения живых существ – их непредсказуемость. Кроме того, «удача» рыбака (большой улов) является результатом желательного для рыбака поведения живых существ – рыбы в водоеме, то есть, метафорой рыбы как коллективного живого организма. Основанием для второй метафоры («удача» как материальный объект) может служить то, что «удача» обычно имеет зримое, материальное воплощение (напр., в виде рыбного улова – на рыбалке).
        
        1 «Удача» как живое существо
         
        Первая метафора предполагает взгляд на «удачу» как на живое существо, которое не желает быть пойманным и прячется, ускользает от тех рыбаков, которые не скрывают своих намерений поймать ее. Основная задача рыбака – обмануть «удачу», застав ее врасплох. Для этого он использует две стратегии: старается держать свои намерения в тайне и симулирует нежелание или неготовность ловить рыбу .
        Взаимодействие человека и персонифицированной «удачи» осложняется тем, что, в отличие от вербальной коммуникации, в контексте магических практик информация о намерениях рыбака передается не только при непосредственном контакте с партнером по коммуникации, но и на расстоянии, а средством для передачи информации могут служить не только слова, но также мысли, действия и предметы [Новик 1994]. Поэтому разговоры о рыбалке, долгие сборы и тщательный подбор снаряжения расцениваются как тождественные по смыслу сообщения об ожиданиях хорошего улова и не способствуют удачной рыбалке.
        Родственники и знакомые не должны знать о предстоящей рыбалке 3: «…Чем больше людей знают что ты едешь на рыбалку - тем меньше поймаешь» (Штурман) [1] 4; не должны участвовать в сборе вещей: «когда приманки готовиш чтобы на кухне никого не было. тока рыбак или рыбаки(ну сын, друг)» (accent) [2]. Лучшая стратегия поведения рыбака на рыбалке – изображать безучастность к происходящему, «сообщая» (невербальными средствами) о своем нежелании ловить рыбу:
         

        …Но гораздо важней не показать им, то есть рыбам, что собираешься их ловить.

        На кануне ни чего к рыбалке не готовить (все приготовлено заранее), только минимум - купить наживку и продукты собрать. Как приехал, о рыбе ни в коем случае не думать. Ходишь по берегу и думаешь себе - посидеть тут, что ли. Ладно - пусть пока тут стульчик постоит. А сам к машине в багажник и как бы между делом прикормку в ведро, раз, и насыпал, сам не жнешь <знаешь. – И.Н.> зачем, ну в общем ни какого вида, что на рыбалке. Тут главное не сорваться, потерпеть чуток и для процесса полезно… Ну в общем все делаешь в таком духе, но обстоятельно и не торопясь (СанСаныч) [3].

         
        Еще один способ вызвать хороший улов, изобразив нежелание или неготовность ловить рыбу, – отойти от воды или оставить удочки без присмотра:
        Верное средство для возбуждения клева:
        1. Если не клюет, начни завтракать (обедать, ужинать);
        2. Если не помогает п.1, сходи по малому, не выпуская поплавка из виду;
        3. Если не помогает п.2., сходи по большому, продолжая следить за поплавком;
        4. 100% способ - сбор у ящика для "ну по соточке за первую рыбку". Причем клюет у того, чьи удочки дальше всех.
        5. Если все равно не клюет - "здесь рыбы нет" (Guest) [4].
        Считается, что клевать начинает в самые неожиданные или нежелательные для рыбака моменты, например, «в тот момент, когда звонит мобильник. Причем клюет лучше, если телефон не висит на шее на шнурке, а достается из кармана. Еще лучше, когда все это происходит при хорошей волне» (Доцент-М) [5]. Один из таких моментов – окончание рыбалки: «Когда надо, прошу прощения за сленг, сворачиваться, клёв имеет обыкновение активизироваться, грибы визуализироваться, и т.д.» (Робинзон) . Далее «Робинзон» интерпретирует эту примету следующим образом:
         
        Творчески развивая эту идею, пришёл к выводу, что природа расслабляется и поворачивается, так сказать, дружественным интерфейсом, когда давление на неё ослабляется. Пример: один мой приятель едет на рыбалку "хапать". От него исходит "хапужная" аура, которая распугивает всё живое вокруг.
        Результаты его обычно ниже моих. Т.е. задача состоит в оптимальном сочетании пофигизма ("Не за рыбой едем, а отдохнуть") и куража, без него-то уж совсем абзац. Мне кажется, что это вообще по жизни самый главный и сложный вопрос [6].
         
        Чем больший улов ожидает рыбак и чем дольше он к нему готовится, тем меньшим, согласно приметам, окажется результат. Брать с собой дополнительное снаряжение для ловли рыбы, много насадки, большие пакеты для рыбы и фотоаппарат (чтобы фотографировать пойманную рыбу) – значит, оставить эти предметы незадействованными . И напротив, забыть какой-либо предмет для ловли рыбы – значит, спровоцировать хороший клев, при котором именно этот предмет будет необходим:
         
        Забыл подсачник (дома, на берегу) - будет тебе трофей и скорее всего не один, а еще скорее будет тебе обрыв или сход и скорее всего не один.
        Ну, а вот если подготовился капитально и взял ссобой подсачник (а еще хуже два - побольше и поменьше) будет полное бесклевье и чупа-чупс в обе руки! < … >
        Менееритуальновыраженными аксессуарами являются поводки и садки.
        Первые ведут себя следующим образом: чем надежней (не надо только думать, что надежней это значит - толще...) поводок ставишь -тем меньше рыбы клюет..
        Ну а садок - вещь весьма предсказуемая и простая: Если развернул его и укрепил до первой ВЫПУЩЕННОЙ рыбы, то скорее всего он так и останется пустым.... (Mordmol) [ 7 ] .
         
        Поэтому снаряжение для ловли рыбы лучше держать подальше от воды и не вспоминать о нем до того момента, как будет поймана первая рыба:
         
        Выгрузив подсачник не далеко от лодки(места ловли) постарайтесь просто забыть о нем как о приспособлении для ловли, носите так,как посторонний предмет (очень хорошо помагает если мысленно представить как Вы на летнем лугу носитесь с подсачником пытаясь ловить им бабочек) Не в коем случае не раскладывать заранее, и не дай Вам Бог помочить его предварительно в воде ( тогда лучше сразу домой ехать). Затем расположившись в лодке (на берегу) киньте подсачник куда нить рядышком и старайтесь на него не смотреть.... не всегда но помагает. (Mordmol) [8].
         
        2. «Удача» как материальный объект
         
        Вторая метафора предполагает взгляд на «удачу» как на материальный объект, который имеет ограниченный объем и занимает определенное положение в пространстве5 . Пожалуй, самым известным запретом у рыбаков является запрет брать на рыбалку рыбу. Считается, что «рыба на рыбу не идет» , так как место, предназначенное для пойманной рыбы (рыболовной «удачи»), уже занято. Этот запрет может распространяться на другие морепродукты (включая крабовые палочки и сухарики со вкусом рыбы), на время, предшествующее рыбалке (нельзя есть рыбу утром перед рыбалкой), в отдельных случаях – на изображения и наименования рыбы:
         
        Рыба на рыбалке. Есть у меня друг -Миха. Так вот когда я с ним на рыбалку еду -полный аллес! В смысле-0. Если я один или с кем то другим то все в поряде. И кстати эта фенька не мной одним замечена. Долго думал с чего бы така оказия. Потом как в голову грузилом-да он по гороскопу-РЫБЫ, и татуха у него на плече- дельфин с АКУЛОЙ в ин-янь заплетены. (KadettSR28) [ 9 ] .
         
        Рыболовная «удача» не приходит к тому, кто уже поймал «удачу» в другой сфере деятельности; с другой стороны, неприятности, предваряющие рыбалку, а также мелкие неудачи в дороге, как правило, расцениваются как хороший знак, так как они должны быть компенсированы хорошим уловом:
         
        К этой мысли пришел уже давно, но к счастью редко когда все идет гладко 8-)))
        А вот когда выспаться не удалось, утром встал разбитый и злой, вместо обещанного "ясно, Ю-З ветер" дует Северяк метров 10 в секунду , а сквозь дождь не видно дороги....Для дополнения картины можно забыть дома наживку, удочку, спиннинг, мотор, лодку и т.д. ( на выбор)...Если спустит одно колесо - хорошо, если два - еще лучше. Желательно , чтобы домкрата с собой не было , а запаска подтравливала...Для завершения картины можно попасть на ремонт дороги и дать "небольшой крюк" - км 40....
        И вот , если вы после всего этого все-таки прибываете к месту ловли - тут нужно приготовиться. Есть очень большой шанс поймать НАСТОЯЩУЮ РЫБУ!!!! (Vitaly Pol) [10].
         
        «Удача» может быть материализована в вещах рыбака, поэтому считается нежелательным делиться своими вещами: с утратой вещей можно потерять и «удачу»: «На рыбалке не делюсь наживкой, но когда ухожу, то отдаю без сожаления или бросаю в воду» ( KWIK ) 6; «я на рыбалке, или в поездке на рыбалку, никому сигареты свои не даю, проверял, если кто стрельнет сигарету, ничего не поймаю» (Ленивый карась) [ 11 ] 7.
         
        Метафоры «удачи» как живого существа и как материального объекта не противоречат, а в некоторых случаях дополняют друг друга 8. Так, представление о том, что тщательная подготовка к рыбалке будет иметь следствием отсутствие клева, может получать не только «коммуникативные», но и «субстанциональные» объяснения. Примета «если погода классная, куча свободного времени, на рыбалку собираешься за неделю - рыба клевать не будет» на одном из форумов интерпретируется следующим образом: «Скорее всего где-то в тонком мире (информационном поле) это так долго подготовляемое событие уже произошло, зачем же его повторять в мире грубой материи?» ( Bela ) [12]. Здесь ожидания хорошего улова воспринимаются не как сообщение о подготовке к рыбалке, а как ее «удачная» реализация (мысль оказывается тождественной действию, а не сообщению).
        Известное пожелание рыбакам не поймать «ни хвоста, ни чешуи» также может быть интерпретировано по-разному. С одной стороны, оно призвано скрыть намерения рыбака (коммуникативная интерпретация): «Если во время сборов или уже при отъезде, кто-нибудь пожелает "УДАЧИ", все, на рыбалку можно не ездить. (…) Вспомнить пожелание "Ни пуха!" наверняка это желали охотникам для того, чтобы не спугнуть туже самую удачу, рыбакам - "ни чешуйки, ни хвостика"» ( p in) [13]. С другой стороны – это пожелание моделирует ситуацию «неудачи» (где слово замещает собой событие) с целью вызвать, по принципу компенсации, «удачу» (субстанциональная интерпретация).
         
        Мною были рассмотрены некоторые из рыболовных примет, запретов и предписаний – те, в основе которых лежат метафоры рыболовной «удачи» как живого существа и как материального объекта. Мы можем видеть, что подобные тексты не являются «типичными пережитками (survivals)» , происхождение которых «связано с иной социокультурной средой, и смысл их, как правило, уже непонятен» [Топорков 1998, 35], а строятся по актуальным семантическим моделям. Отсутствие мотивировки для тех или иных примет или правил может стать предметом обсуждения:
         
        На рыбалку с рыбой не ездят. Это все знают. Иначе клева не будет. Даже на завтрак шпроты лучше не открывать. И сухариков с ароматизатором икры желательно избегать. На всякий случай.
        Но тут вот узнал, что оказывается яйца - это та же история! То есть яйца на рабалке (речь про куриные и, видимо, иные птичьи) - западло ничем не хуже полосатика в пакете или случайно закатившейся в недра багажника банки горбуши. И вот с яйцами мне логика не ясна (м.б. кто объяснит? *DONT_KNOW*) (Trunk) [ 14 ] .
         
        Этот запрет заимствован у охотников: подобно тому, как на рыбалку нельзя брать рыбу и морепродукты ( «рыба на рыбу не идет» ), на охоту нельзя брать мясо и яйца. У рыбаков этот запрет получает вторичную мотивировку: «на рыбалку с яйцами, обратно – с х…» .
        Таким образом, приметы и правила, подобно грамматическим формам, могут быть описаны в трех измерениях: как реализация продуктивных семантических моделей, как сохранение форм, реализующих непродуктивные в настоящем, но актуальные прежде семантические модели и как «заимствования» из типологически близких социальных контекстов.
         
        Литература:
        Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 172–193.
        Зеленин Д.К. Русское «закудыкать» // Slavia . R. VIII. S. 3. 1929. C .493–502.
        Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
        Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
        Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. Вып.11. М., 1979. С. ???
        Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
        Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. М., 1994. С. 110–163.
        Потебня А.А. О доле и сродных с нею существах // Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2002. С. 46–58.
        Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917–1934. М., 1999. С. 181–258.
        Седакова О.А. Тема “доли” в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М. 1990. С. 54–63.
        Байбурин А.К. Обрядовое перераспределение доли у русских // Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. С. 78–82.
        Топорков А.Л. Суеверные приметы и мифология повседневности // Мифология и повседневность. СПб., 1998. С. 32–42.
         
        Источники:
        1 – Одесский клуб рыболовов (форум) http :// fishingclub . od . ua / forums / index . php ? showtopic =1016 (2006).
        2 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум) http://fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746&start=15&st=0&sk=t&sd=a&sid=82042305ff019c060353da02842e89cd&view=print (2008)
        3 – Спортивная поплавочная удочка (форум) http://www.matchfishing.ru/forum/archive/index.php/t-939.html (2002).
        4 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&p=10575 (2003).
        5 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&amp;o=1&st=320 (2004).
        6 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&p=10575 (2003).
        7 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&amp;o=1&st=280 (2004)
        8 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&amp;o=1&st=280 (2004).
        9 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум) http://www.fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746&st=0&sk=t&sd=a&start=15 (2008)
        10 – Питерский клуб рыбаков (форум) http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&amp;o=1&st=240 (2004).
        11 – Рыбалка без границ. Центральный форум Рыбаков http://www.rusfishing.ru/forum/showthread.php?t=2763&page=3 (2007).
        12 – Нижегородский рыболовно-охотничий клуб «ВолгаФишинг» (форум) http :// www . volgafishingclub . nnov . ru / forum / topic 6409. html ? mode = threaded & pid =86503 (2005).
        13 – Лига уральских рыболовов (форум) http://uralfishing.ru/forum/viewtopic.php?t=1430&postdays=0&postorder=asc&&start=0&sid=3294ba79a8910b64a69ea9c211537fe9 (2004).
        14 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум) http://www.fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746 (2008).
        1 Магию как «практическое искусство в сфере сакрального» Б. Малиновский противопоставляет религии – «совокупности самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением» [Малиновский 1998, 87].
        2 «Пере водя идеи, т. е. продукты разума, «ментифакты», в материальные объекты «вне нас», мы придаем им относительное постоянство, и в этой постоянной материальной форме можем подвергнуть их тех ническим операциям, которые недоступны разуму, если он действу ет сам по себе. <…> Для антропологов наиболее важной сферой, где такого рода ма териальная символизация очевидна, является религиозный ритуал» [Лич 2001, 48]. О вещественных коннотациях абстрактных понятий в языке см., напр.: [Успенский 1979; Лакофф, Джонсон 2004].
        3 С этими представлениями связан и запрет спрашивать рыбака или охотника о том, куда он идет («закудыкать») [Зеленин 1929].
        4 Здесь и далее орфография и пунктуация источников сохранены.
        5 Ср. представления об «счастье» и «доле» как материальных объектах в крестьянской культуре [Потебня 2002; Зеленин 1999; Седакова 1990; Байбурин 1998].
        6 Рыбалка без границ. Центральный форум Рыбаков http://www.rusfishing.ru/forum/showthread.php?t=2763&page=4 (2007).
        7 Ср. представление об уходе «счастья», «спорины» некоторого дела или производства в случае убыли отдельных вещей [Зеленин 1999, 204].
        8 А значит, они не исключают возможности интерпретации рассмотренных мною текстов посредством других метафор. Добавлю также, что семантический потенциал метафоры всегда шире ее толкования, что делает интерпретацию магико-мантических практик (как со стороны информантов, так и со стороны исследователей) занятием творческим, но в методологическом плане в значительной степени произвольным: «понимание (как и создание) метафоры есть результат творческого усилия: оно столь же мало подчинено правилам» [Дэвидсон 1990, 172].