Рыбацкие рассказы

О рыбалке, Прогрессе , Свири…

Александр Григорьевич

Пришла пора, не в смысле подвести итоги, а пора глубокой осени, когда вечерами ходишь по сайтам, вспоминаешь прошедшее лето и строишь прогнозы и планы на очередной весенне-летний период. Правда, какой он у на Северо-Западе короткий, даже и говорить не хочется. На эту тему есть много анекдотов и прибауток.
Итак, ранняя весна 2009 года. Первомайские праздники прошли, и я весь в нетерпении и полной готовности жду друзей из первопрестольной, чтобы вместе поехать на Свирь, открыть сезон. Маленькое отступление от повествования. Часто в разговорах о рыбалке мне приходилось ссылаться на это красивое северное название – река Свирь, и приятели, зараженные рыбалкой на подмосковных водоемах, уже многократно намекали на желание увидеть наш дикий север . Вот и пригласил их на День Победы.
Подготовка была недолгой, все уже было собрано и лежало в машине и прицепе.
Ранним майским утром мои приятели вышли из поезда на Московском вокзале и после непродолжительных расспросов и восторгов по поводу открывающихся за окном красот Северной столицы мы выкатились из центра. Продуктами и напитками затарились в Ленте, а рядом на стоянке стоял прицеп с лодкой и мотором . Машина выскочила на Мурманское шоссе и взяла курс на север. Многие сейчас понимают меня, хотя словами тяжело передать моменты, когда настроение просто блестящее, солнце светит так ярко, что глаза жмурятся, дорога сухая, и машина бежит, приближая с каждой минутой все ближе и ближе к месту назначения.
Несколько слов о том, куда мы так спешим. Это 195-й км Мурманского шоссе, мост через речушку Шоткуса. И вот на самом мосту и надо тормозить, т.к. сразу за ним стоит километровый столб, за который надо повернуть направо. Еще сто метров – и Вы упираетесь в шлагбаум , за которым виден каменный дом, беседка, банька, понтонный мост и спуск в речку Шоткуса. Место настолько тихое, что просто поражает, ведь рядом проходит оживленная трасса. Я потом догадался, что звук проходящих машин распространяется поверху, а здесь внизу – полная тишина.
Дмитрий Юрьевич готовит аппарат для спуска в Шоткусу. Не будем ему мешать.
Нажимаю на сигнал один раз, другой и вижу, как из дома выходит управляющая (Галина) и её муж (Анатолий). Москвичи уже выскочили из машины, радостно загалдели, достали фотоаппараты и стали снимать панораму. Нам приветливо открыли въезд и после постановки машины предложили войти в дом и выбрать комнаты для ночевки.
Опять маленькое отступление. На Свирь я езжу часто, 5-6 раз за лето, и всегда останавливаюсь именно здесь, на 195 км . Почему? Да потому, что за свою жизнь мне пришлось пожить в палатках и хочется умыться, зажечь газ на кухне, положить продукты в холодильник и т.п., наслаждаясь мелочами бытовых услуг, о которых в городской жизни мы и не задумываемся. А здесь есть все условия для нормального отдыха, включая ТВ в вечернее время. А о баньке я совсем забыл в этом повествовании. Это восторг жизни, когда можно, попарившись, окатить себя водичкой из Шоткусы, ну а запах свежего веника – и вы все понимаете, что я имел в виду. Да, в доме 5 комнат по 4 койки, кухня, холл с ТВ и дополнительным холодильником, веранда для просушки вещей и туалеты.
И вот мы расположились. Вещи в комнатах, продукты в холодильнике, чай-кофе и бутерброды на столе. Выпиваем дежурную рюмку коньяку за встречу-приезд и выходим к машине. Сдаем машину и прицеп к бане и спускаем лодку на воду, грузимся… Первый запуск мотора после зимы, представляете, как забилось сердце? и – побежала вода из дренажного отверстия, и забурлил выхлоп под мотором. Самые малые обороты, и душа поёт, лодка потихоньку пошла вниз по течению к Свири, до которой 2,5 км . И вот обороты возросли, лодка просела и побежала веселей, открылись виды береговой линии противоположного берега Свири, открылся вид на Свирский заповедник, и мы выкатились на широкий водный простор. Здорово! Разве можно найти что-нибудь краше, чем природа нашего северо-запада? Я имею в виду и Финский залив, и Ладогу, и все реки и водные угодья в ближайшем окружении (150- 250 км ) к Питеру.
Москвичи, как завороженные, смотрели на всё это, щёлкали затворами фотоаппаратов и восторгались даже проплывавшими мимо бакенами. Воды в реке по сравнению со срединой лета было на 90- 100 см выше. Это поражало и меня, ведь там, где раньше стоял береговой камыш, теперь плескалась вода, а эхолот показывал увеличенную глубину. Высадиться на берег стало невозможно, т.к левый берег обрывистый и весь в кустарнике, а правый – заповедник. Долго мы шли в сторону реки Оять и, наконец, нашли место для причаливания. Мои гости стали собирать хворост и готовить костер, а я, распустив два спиннинга по противоположной стороне Свири, погонял немного на дорожку. И – о, успех! Наверное, сказался эффект присутствия, но на оба воблера била щука, правда, небольшая, до 1 килограмма. А когда я остановился и 10 минут побросал на рябь от ветра, то попался судак на 2- 2,5 кг . Телефонный звонок заставил вернуться к костру. Восторгу приятелей не было предела. Быстро побросав в желудки куски шашлыка и допив бутылку, мы бросились в лодку и после краткой инструкции, как ловить на дорожку, начали бороздить прибрежное пространство, периодически снимая с воблеров прошлогоднюю траву. Удача была на нашей стороне. Улов составил 8 щучек ( 1–1,5 кг) и того самого судака. Каждый из гостей снял с тройника по 1–2 рыбке. Удача, на которую я даже не рассчитывал.
Очень тяжело было уговорить их возвращаться на базу, но заказанная баня и желание уже хорошо выпить, взяло верх. Через полчаса хода по Шоткусе мы были на месте, и твердая почва под ногами всегда приятна после воды. Москвичи были отправлены на кухню, а мы с приятелем быстро закинули лодку, отогнали машину к дому и попотрошили рыбу. Как вам понятно, готовить что-либо из рыбы сегодня у нас не было желания. Нас ждала баня, ужин, тёплая постель и приятные сновидения.
Всё так и было. Был отличный пар, да такой, что смола выступила на потолке баньки. Был длинный ужин и приятный коньяк и постель в теплой и уютной комнатке.
Нет ничего лучше, чем эта база на Шоткусе, здесь все условия для нормального автономного отдыха, и тепло, когда на улице прохладно или идет дождь.
Не говорю о том, что два дня пролетели мгновенно, и пришла пора ехать в Питер. Мои гости уезжали полные впечатлений о том, как величав наш север, как ловится щука на троллинг, как легко дышится, ведь в это время совсем нет комаров, и просто как здорово, что есть такая река Свирь. Как мне это понятно! Обожаю базу на 195 км Мурманского шоссе, на Шоткусе!
К моему глубочайшему сожалению, фотографии этой первой поездки потеряны и вашему вниманию предложены фотографии других поездок, наиболее полно отражающие картины и пейзажи реки Свирь, моих друзей и лодку Прогресс-2 .

 

Сборка–разборка лодки.
Все хорошо в подготовке к рыбалке, кроме сборки и разборки лодки. Многим хорошо знакомо это чувство и состояние заторможенности, когда приходится заниматься разборкой лодки после рыбалки. Все куда-то разбегаются, и ты остаешься один на один с этой проблемой (когда надо всё аккуратно разобрать, высушить, уложить для следующего раза). Но это тоже составная часть процесса, называемого словом Р Ы Б А Л К А.
Снимок здесь добавлен с целью дать читателю представление о территории базы, и её обустройстве. На заднем плане – беседка со столом, скамьями, мангалом и можжевеловой аллеей. На переднем – приятель Дмитрий, готовящий маленькую лодку к выходу на воду.
Это удивительный случай, когда среди недели, не собрав компанию, в одиночестве выезжаешь на Свирь, а по приезде обнаруживаешь приятеля с женой, которые тоже выехали на базу, несмотря на проливной дождь в Питере. И – о, счастье, радость встречи, чудесная погода, предвкушение удачи на воде. Ну что еще надо заядлому рыбаку! Наконец все приготовления закончены, лодка на воде, мотор весело журчит, и поток воды побежал тебе навстречу. 2,5 км по Шоткусе – и впереди простор Свири. Праздник!
А вот и первый встреченный нефтяник. Из Питера бежит, пустой. А ведь вчера еще по Неве бежал, а сегодня по Ладоге. Быстротечно время, надо спешить .
Процесс ловли идёт сам собой. Время дневное, а по опыту предшествующих лет в этом месте ( от Заостровья до Свирицы) ловля на спиннинг хорошо идет в утренние часы с 7.00 до 9.00 , а в вечерние – с 18.00 до 20.00. Бывают выходы и в другое время, но они быстротечны – до получаса, а потом хоть дорожка, хоть постоянное блеснение – как отрежет. Но ради вот этих редких выходов, удара рыбины, вываживания и проводишь много дневных часов на воде, ожидая контрольного времени. Пошел жор, видно, как малек вылетает из воды, как расходятся по воде усы от хищника, как а траве или у камыша крупная щука бьет малька. Броски спиннинга и проводки следуют одна за другой, постоянно меняю воблеры-блесны на бросковом спиннинге. Удар, затем другой. Как радостно бьется сердце, когда чувствуешь, что на другом конце находится что-то приличное. Проводка, удар, подсачек – и щука в лодке. О удача! Да это судачок, и неплохой. Ещё полчаса, и как отрезало. Все смены воблеров-блесен-поперов не дают результата. Ну правильно, на часах 20.20 . Надо разворачиваться в сторону базы, да ещё по дороге потроллинговать. Хорошо на нашем северо-западе весной и летом. Темнеет поздно, правда, фонарь в лодке иметь просто необходимо, ведь и на Свири и на Шоткусе как только солнце зашло за деревья, становится темновато. А еще если есть облака, то тем более надо спешить. Поднимаются воблеры, укладываются снасти, и – «газ в пол».
Вечереет на Свири быстро, а темнеет ещё быстрее. Загораются бакены на реке, затихает пение птиц… Пора на базу, ведь ещё много дел. Лодку поднять на прицеп и подогнать к дому (от греха подальше), перечистить рыбу, выпить чашку кофейку, и ужин, и банька.
Дмитрий устраивается поудобнее... ещё секунда – и 30 лошадок весело понесут нас по Свири, Шоткусе и на базу. Вперёд!

 

Теперь о Прогрессе…

Я уже и не помню, когда в голову пришла эта мысль о покупке большой лодки-катера. Я полагаю, что она посещает когда-то голову каждого рыбака-охотника. Как-то раньше меня останавливала мысль о покупке большого плавсредства из-за отсутствия места стоянки, гаража, большого мотора, прицепа и т.д. Устраивала и мобильность существующей конструкции. Это ПВХ лодка длиной 3,2 м и двухтактным Сузуки – 5 лс. Да и возить все это на прицепе очень удобно, нет необходимости разбирать-собирать лодку, сушить всё имущество. Даже в одиночку, сняв мотор, я спокойно укладывал лодку на прицеп, крепил её и выезжал через 10 минут после прибытия на базу. С этим комплектом за 4 года я объездил все крупные водоёмы и реки Лен. области, иногда забираясь в Карелию или Псковскую губернию. Шеви-Нива была куплена после обычной Нивы – ВАЗ–21213, как машина, позволяющая более-менее комфортно достичь береговой линии любого водоёма в нашем регионе.
На фото – комплект, который приносит много радостных минут и в дороге, и на воде.
И вот в эту самую поездку, когда я случайно встретил приятеля Дмитрия с женой, мы вдвоём смогли рассмотреть и перевернуть на борт мотолодку Прогресс-2, которую я присмотрел 2 года тому назад. Тогда она и ещё две подобные лодки лежали на берегу Шоткусы, но налетевший ураган (а такое случается в нашем регионе) подхватил эти 150 килограммовые изделия и расшвырял их по территории базы. Пострадали все три Прогресса, но тот, который мне предложили, пострадал жестоко. Катер пролетел по воздуху 30- 40 метров , ударившись пару раз об асфальтное покрытие площадки и врезался в беседку (потом её капитально ремонтировали, как и веранду жилого дома).
Мой гаражный приятель, да и просто золотой человек, я его не могу здесь обойти вниманием, Миша Петров, попросил до покупки металлолома сделать его фотографии во всех ракурсах, позволяющих оценить возможность ремонта. Это было сделано и предлагается вашему вниманию.
Вот так и пролежал он у баньки 2 года. Грустный вид, не правда ли?
Сделали мы в тот раз с Дмитрием несколько фотографий и взяли тайм-аут на раздумье. По приезде в город я показал фотографии своему сыну и Михаилу Петрову. Оба предложили приобрести катер, но сначала поторговаться. Неделя пролетела быстро, и я засобирался на рыбалку, и тут – оказия. Сосед, имеющий такой же Прогресс, предложил свой прицеп и показал, как его грузить и крепить. Надо ехать немедленно, ведь через сутки мой день рождения, а там неделя – и конец лета. Решено. В 19.00 вечера я выехал на Свирь за катером, предварительно созвонившись с хозяином, чтобы он подвез договор купли-продажи и забрал деньги. Я специально не называю сумму, т.к она меньше стоимости металлолома. Вышел из города и погнал, 100-110 с прицепом (положено 70 км/час). Впереди 195 километров трассы, но они пролетели просто мгновенно, и я уже съезжаю с моста и останавливаюсь у знакомого шлагбаума. Прошло 2 часа. Здорово, быстро.
Галина и Анатолий, я уже писал о них, это управляющая с мужем, выходят меня встречать. Они же передали договор купли-продажи и получили деньги за Прогресс.
Заезжаю в ворота, сдаю задом к бане и с Анатолием приподнимаем нос на прицеп. Галина делает 5-6 витков лебедкой, и Прогресс пошел на прицеп как по маслу. Я заменяю Галину на лебедке, и через минуту лодка на месте. Еще 5 минут, и, благодаря соседу и его инструктажу, катер закреплен. Прощаюсь и выезжаю в 22.00. Темнеет на глазах, конец августа. Первые 10 км до Доможирово еду медленно, останавливаюсь, смотрю на приобретение, наконец-то понимаю, что оно моё… Разгоняюсь до 100 км/ч – нормально, 120 км/ч – прилично, но это уже предел. Но всё равно душа поёт, фары светят великолепно (это одно из неоспоримых качеств Шевика), и в 00.15 я на стоянке на пр.Энергетиков. Сторожа в экстазе от увиденного, хотя я заранее полагаю – у многих знакомых внешний вид катера будет вызывать в лучшем случае недоумение.
Ну, вот мы и на родной земле. Ночь, пора домой, а завтра мы тобой займёмся.
Не спалось, а если и спалось, то без сновидений. Утро, пошли поздравления с днём рождения, а мои мысли уже о Прогрессе. Все хорошо, но надо быстро отвезти катер к Михаилу на Гражданку, а прицеп вернуть соседу, да и выпить 100 граммов за юбилей.
В общем, сделал себе подарок. Этот же день можно считать днем рождения Прогресса.
Закрутилось…
Пошёл процесс ремонта. Как всегда советников было море. И поставить лодку растяжки по аналогии с машиной, и поставить внутренние растяжки… и т.д. Мой главный конструктор – Михаил Юрьевич – сразу установил генеральную линию ремонта и полностью ее выдерживал. А эта линия состояла в том, что надо нос катера отрезать, получить доступ к внутренним работам, затем поставить заклепки на прежние (заводские) места. Это удобство работы, а значит, и качество!
Был момент, и сердце вздрогнуло от переживаний, когда круг болгарки вскрыл палубу, а заклепки полетели в стороны. Но это только первый момент. Впереди была суббота и воскресенье и рядом расположенный магазин «Метизы». Заклёпки, круги для болгарки, сверла, талрепы, болты, гайки, шайбы и уголок – всё закупалось в магазине и мгновенно находило своё место на катере.
Руки к вечеру болели, т.к действительно они отвыкли от такой нагрузки, ведь поставить почти 300 клепок за день – это прилично. Но это усталость вместе в удовлетворением. Каждый день Миша находил решение, как обойти ту или иную проблему, что-то улучшить. И скажу откровенно, без его помощи, советов и инструментов, я бы потерял уйму времени и не получил необходимого качества. Большое спасибо тебе, Юрьевич!
Самой дорогой покупкой было лобовое стекло, ведь его размер 1200×2100 мм. Но сейчас я уже об этом не жалею, т.к на остатки оргстекла есть виды по изготовлению стекол будущей рубки. Эта работа в планах зимнего периода.
Когда первое стекло (а будет и второе, с рамкой) было установлено и герметиком прошлись по всем швам, пришло решение покрасить катер. «Максидом» рядом, и краска, кисточка и валик появились мгновенно. Позвонил сын и посоветовал не восстанавливать прежний цвет, а сделать что-нибудь посовременнее.
Я увидел на финских сайтах раскраску, которая меня устраивала полностью.
Реставрированный нос. Хорошо видна линия отреза, введенный под неё усилитель жесткости, новые заклепки, вскрытый люк первого отсека непотопляемости, герметик на швах.
Два дня на покупку прицепа, его регистрацию, ТО и день на покраску катера снаружи
Надо сказать несколько добрых слов о сыне, который тоже поддержал покупку Прогресса, даже я бы сказал, настоял на ней. Он же частью спонсировал покупку прицепа, как подарок на юбилей. Скажу честно – очень трогательно. Спасибо тебе, сын!
Да! Кто будет искать прицеп, можете сэкономить до 5 тыс.рублей, если найдёте компанию-производителя ООО «Вектор» на Волхонском шоссе. И ещё, я поставил дополнительный ролик на раму, для улучшения погрузки и транспортировки.
Ещё два дня ушло на установку стекла (первый вариант) и кресел от Ауди-100. Почему от неё? Да потому, что они лежали на мусорке и были в приличном состоянии. Поелы – 12 мм фанера, а вот заднее сиденье от ВАЗ-2106, тоже с мусорки. Этот хлам валяется в каждом гаражном КАС. Проверка транцевой плиты подтвердила её надежность и отсутствие необходимости её замены в ближайшем времени. Да, спешка, можно было бы почитать и посмотреть модернизацию Прогресса в инете, но так хотелось ещё испытать его на ходу на Свири. Что-то можно доделать и потом, зимой. Быстро набивается первый блок непотопляемости пенопластом, герметизируется пеной, весла берутся от гребной лодки, мотор от ПВХ лодки. Это любимый и надежный Сузуки-5, укладываются жилеты, снасти, эхолот, навигатор, фонари, бак и – в путь. Выезжаем в 18.00 5.09.09 с приятелями, которые ни сном ни духом, что им придется участвовать в ходовых испытаниях Прогресса. Они даже не знают о его существовании.
Затариваемся в Ленте и подъезжаем к стоянке. Шок моих друзей – лучшая похвала за десять дней работы… Дорога, как всегда, заняла 2,5 часа (я уже давно понял, что гони, что не гони – 195 км надо проехать и проехать спокойно).
И вот Шевик подвозит нас к знакомому шлагбауму, и нас уже встречают. Приветливо горит свет на площадке, вьётся дым из трубы – тепло, хорошо и уютно.
Управляющая Галина и Анатолий дважды обходят катер и не верят мне, что это тот самый, ведь прошло всего две недели. Вечер, ужин, поздравления друзей с прошедшим днём рождения, подарки и мягкая постель. Как здесь хорошо спится!
Утро 6 сентября с.г, 7.00. Кофе и первый выход на воду. Вешаем мотор. Готово. Посадка, запуск мотора и медленный ход по Шоткусе. Непривычно. Всё непривычно.
Высоко сидим, вода где-то внизу. Сижу один сзади, приятели впереди протирают стекла от влаги, им удобно в креслах от Ауди (да ещё с регулировкой наклона спинки). Главное, лодка великолепно управляется через удлинитель и бежит почти 17 км/час по навигатору. Здорово! Кричим от восторга! Ура, Свирь!
Как вы понимаете, не до рыбалки было в этот раз. Но подорожили для приличия полчаса, и ударились по грибы. И тут мы оторвались, нарезали прилично всякой всячины.
.
Владимир Владимирович и подосиновик. Бравый боцман – Вован.
Пошёл дождь, и поднялся ветер. Волнение на ходовом пути стало 30- 40 см , и появились белые гребешки. Мы пошли на базу, и вовремя, дождь всё усиливался, но взятые плащи и куртки позволяли чувствовать себя уютно, особенно за лобовым стеклом.
Всё хорошо, лодка не набрала и стакана воды, так, только из-за дождя. И вот тут по дороге на базу, по горячим следам, кроме каких-то досадных мелочей, захотелось и комфорта. Это : – более мощного мотора ( Сузуки-5 иметь как резерв в катере );
- тента;
- непромокаемых чехлов на сидения;
- дистанционного управления;
- системы внутреннего энергоснабжения (стартер, фары, навигатор и т.д)
Всё это должно быть обмозговано и уже изготовлено с использованием опыта предшествующих поколений, советов судовладельцев и того, что подскажет инет. Но эти мысли не затмили главного – очень удачных ходовых испытаний. Классно!
На базе друзья перечистили все грибы и поставили их варить, а я спокойно загнал прицеп по болты на ступице в воду, зацепил лебедку и спокойно вытянул Прогресс. Закрепил ремни, уложил вещи. Сверху на сиденья накинул целлофановые мешки. Мотор имеет своё постоянное место в багажнике Шеви. Полчаса беготни, и всё готово в одни руки.
На кухне стоял неописуемый запах варёных грибов, ягод, леса. А ещё запах пищи и свежего кофе. Тепло, уютно, сухо – ну что ещё надо, когда возвращаешься с реки? Ну, вот теперь и обед, во время которого мои приятели (они со мной бывали на многих водоемах Лен. области и Карелии), ещё раз подтвердили комфортность и надежность Прогресса.
Удивительно, почему я его раньше не забрал, видимо, действительно, всему своё время. Я нахожусь в состоянии лёгкой эйфории. Спасибо всем, кто был рядом и поддержал словом и делом! Маркович, тебе отдельное спасибо!
Обратная дорога всегда дольше на полчаса, а иногда на час. Очень много дачников возвращается в город. Но нам только до Колтушей, а дальше машина без прицепа и лодочного мотора быстро приезжает домой. Завтра подумаем, как сделать тент и из чего, самое главное.
Друзья скинули по инету ссылку по изготовлению тента, но при этом необходимо поменять стекло и сделать надежную рамку для него.
С Мишей Петровым мы купили на стройбазе металлический профиль, а из остатков купленного ранее плекса сделали великолепное 4-х мм стекло с форточками. За рамку стекла можно держаться такому дяденьке как я, а это 120 кг , и деформации не будет. Полотно на тент привез один из сильнейших и удачливейших рыбаков в моём окружении – Макс. У него просто талант рыбной ловли, а его голова – настоящий кладезь ценнейших знаний о водоёмах и повадках рыб, Что же дальше? Сварили с Мишей трубы для тента и накинули полотно. Иголка в руки и за день работы я его сшил в первом приближении. На второй день дошил углы и подготовил растяжки с талрепами. На фотографии видно, что пока тент без прозрачных мягких стекол. Правда, он большой и накрывает мотор в рабочем положении. Это приятно и удобно, т.к не надо вылезать из-под тента на дождь при необходимости завести мотор и управлять им на реке с использованием удлинительной штанги. Ну что же, теперь нам не страшен сильный дождь!
Конечно, не самый лучший материал, но это подарок. А т.к это пробный вариант, то в дальнейшем будет использоваться в качестве лекала. Удобство: тент ставится за 15 секунд прямо из лодки. Недостаток: необходим люк на молнии, для выхода на корму лодки.
Испытания на Свири 12–13.09.09 подтвердили ещё раз все удобства катера по сравнению с лодкой из ПВХ. Что же я раньше об этом не задумывался? Мой приятель Владимир Владимирович (Вован), как и я испытал восторг при поездке на Прогрессе.
Дождя в те дни не было, но наличие тента придавало спокойствия и уверенности предприятию. Пусть даже и пойдет, нам-то что?
Да, ещё была сварена штанга и установлен кронштейн под эхолот, а под лобовым стеклом – кронштейн под навигатор. Проводка выполнялась без массы (корпус катера имеет нулевой потенциал, для ухода от электрохимической коррозии). Регулировка эхолота по высоте дала стабильный результат на экране, и завихрения от мотора перестали влиять на его работу.
Кстати, и рыбалка в эти солнечные дни сентября снова была удачной. Несколько крупных окуньков, небольших щучек и один судачок. По глупости дома был забыт подсак, и крупные экземпляры щук не смогли быть подняты на борт (не как в ПВХ лодку). Вывод – не забывать дома подсачек, при высоте бортов 55- 60 см !
Вован по прибытии Питер нашёл у друзей в яхт-клубе спасательный круг и подарил его мне (я понимаю, что этим подарком он подстраховал себя J ).
Но всему хорошему приходит конец, и пора домой. На фото видно, что моторчик слабоват, но и против течения он разогнал нас с Вованом до 15 км/час. Хорошо!
А когда погода чудесная, хорошо вдвойне. Я думаю, вы меня понимаете.
Вернулись в город. Просушили снасти и занялись ДУ мотора. На корпусе моего Прогресса остались 6 роликов от штатной системы. Не густо. В инете я нашел восстановление ДУ мотором для Прогресса. На кузове «убитой» ВАЗ - 2106 нашёлся вал рулевого колеса и сама баранка. Открутил, а за 500 рублей в соседних мастерских выточили шкив диам. 150 мм с двумя щёчками и разделительной перегородкой, под трос 3- 4 мм . На торпеде (передней панели) я установил верхний подшипник вала и пластиковую трубку диам. 25 мм от водопровода, для придания солидности самому валу. Затем снова в « Метизы» за 8 метрами 3-х мм троса и 2 талрепами (пружины подошли от тормозных колодок классики). Всё смазывается смазкой, тросы натягиваются до мотора. А как же закрепить всё на Сузуки–5? Да просто, там на румпеле есть великолепное 6 мм отверстие. Теперь лодка приобрела управляемость с места водителя . А газ – реверс?
И тут Михаил Юрьевич, светлая голова, произнёс фразу о том, что всё равно нужно мотор заводить с ручки, а для этого надо быть на корме у транца, что мешает после заводки включить передачу вперёд или назад. Дальше всё просто и понятно, нужно изготовить только привод газа. А эта задача с одним неизвестным. Таких схем в инете много, так что вскоре была изготовлена коробочка с тросиком, который протянут параллельно тросу управления мотором по левой стороне Прогресса. На земле всё работает. Но не терпится быстрее опробовать всю эту конструкцию на Свири. Друзья предлагают поехать на очередные выходные. И ранним утром 19 сентября 09 года мы выехали на Свирь. Надо сказать и о том, что был сделан вариант ДУ быстрого снятия мотора и отсоединения от него всех тросов, при этом сохранялось управление с румпеля! Это очень важно для прогазовок мотора после длительного троллинга и для подруливания у причала и мостков.
На фотографии видна рулевая колонка, обрезанное пополам рулевое колесо от УАЗика, и привод газа (под рулем). На лобовом стекле видны шпеньки, за которые цепляется тент и кронштейн для фароискателя. За прошедшую неделю я зарегистрировал Прогресс и получил судовой билет на него. На фото: слева Макс – 70 кг , истинный профи в рыбалке (он и был мотористом в этом походе ), в центре Саня (погоняло – «Толстый», 90 кг ) – второй механик, и я, ваш покорный слуга – Александр Григорьевич ( 120 кг ) – капитан и лоцман в одном лице. За фотоаппаратом – Владимир Владимирович (Вован- 100 кг ) – штурман и снабженец. Вы его видели раньше, собирающего грибы. С вещами, мотором , бензином – 500 кг . Впечатляет.
Левее Макса – банька, позади нас – Шоткуса и песчано-гравийный спуск (очень пологий в начале и крутой через 2 метра ). А там, дальше, в 2,5 км ниже по течению нас ждет красивая северная река – Свирь!
Итак, вперёд! Удача и в этот раз сопутствовала нам и в дорожке, и в спиннинге. О процессе управления Прогрессом я не пишу – очень удобно. Единственное, что сделали – поставили прямо на воде контргайки на рулевых тросах и пружины сверху талрепов, для уменьшения дрожания рулевого колеса на малых оборотах. Классно!
Не буду останавливаться на том, что Вован закрыл купальный сезон, что бросали ему спасательный конец и весла, что переодели его в сухую одежду, а на базу прикатили уже затемно.
Опущу и подробности о том, что было и застолье и баня, и купание в Шоткусе, и разговоры ни о чём до 3.00. Был и подъём в 7.00 и выход в кромешный дождь под тентом. Всё было! Рыбы привез столько, что моя жена предложила ночью (а вернулись в 22.00) завезти 6 –7 килограммов Мише Петрову. Это и было с большим удовольствием выполнено. Так что
Юрьевич порадовал своё семейство и ухой, и поджаренной рыбкой.
Был ещё один выезд на Свирь 3-4 октября. Скромный рядовой выезд за налимом и белью. Адреналина в крови стало поменьше, но комфорта побольше. Это, в основном, коснулось мелочей и электрики, но приятно, когда всё включается и ничего не отваливается. Перед отъездом постоял у берега Шоткусы и попрощался с этими местами до весны. Как здесь красиво и комфортно, а в доме тепло и уютно! Вы не представляете. Приезжайте! Сами убедитесь!
В качестве эпилога.
Один мой знакомый предложил недорого Ямаху 40 2-х тактную. И привёз её мне в гараж в конце октября. Что вы думаете я сделал? Правильно. Срочно был разобран старый транец, и установлена новая доска из 3-х слоев 18 мм бакелитовой фанеры. Размер новой доски 250×1250 мм (т.е почти по всей длине транца). За спинкой задних сидений проложена обычная, обработанная олифой 18 мм фанера и весь этот пакет стянут тремя 25 мм оцинкованными трубами, внутри которых сквозная 12 мм шпилька. Эти три стяжки так стянули кокпит и транец, что последний стал монолитным. Безусловно, я под трубы и шпильки положил толстые шайбы и отверстия обильно обрабатывал сантехническим герметиком. Изнутри транца закреплена железная пластина, в которую вкручиваются 4 дополнительных мебельных болта – для надёжности крепления и предотвращения возможной кражи мотора.
Со временем на катер будет поставлена система сигнализации (и сын, и я – энергетики).
Установили мы с Юрьевичем и пульт газ-реверс и бак, и срочно кинулись на испытания. Погода – чудо, 3 градуса тепла, штиль. Пять минут – и Прогресс на воде, ещё пять – и двигатель мягко зажурчал (нужны более мощные пружины для снятия ударов в руль на низких оборотах). Ерунда, устранимо. И вот Ямаха прогрета, вода из помпы идет уже тепленькая. Малый газ. Вот это мощь! Даю полный газ, и со стоячего положения лодка на третьей секунде вылетает на глиссирование! Повторяем дважды – эффект прежний, жаль, нас всего двое. Один за рулем, а второй сзади у мотора. Навигатор показывает чудеса, ускорение как в гоночной машине, а скорость 46-47 км/час. Перехожу вперёд к Юрьевичу, и повторяем разгон, 52 км/час!!! И это не предел: и подбор бензина, и транцевая плита, и другие приспособы дадут прирост еще 6-8 км/час. Здорово! А нужно ли это, ведь удел Прогресса – это спокойное достижение точки ловли и комфортные условия пребывания на воде!
И вот этому и будут посвящены длинные зимние вечера. План мы уже с Михаилом Юрьевичем набросали:
- рецесс и 2 помпы;
- топовые огни и боковые зеркала;
- калитка в лобовом стекле и молнии в тенте для посадки в лодку;
- модернизация тента (установка мягких стекол);
- рейлинги на корме;
- откидной транец с левого борта (для Сузуки–5);
- раскладная лестница с правого борта (для вылезания в кокпит из воды в одежде);
- отделка кокпита недорогим ламинатом, и ряд мелочевки, включая столик.
Заканчивая свой опус, я хочу пожелать всем владельцам Прогрессов. Перестаньте в Инете слушать стоны дилетантов по поводу неудачности, опрокидываемости, тупости хода и прочих недостатков уникальной мотолодки Прогресс – 2, 2м, 3, а иногда и 4 модели. Эта модель – одна из лучших в советском катеростроении. Она, как Волга ГАЗ–21 для советского автостроения.
От Прогресса, его высоких бортов и мощных обводов веет надёжностью и уверенностью на воде, а это немаловажно.
Да, это раритет, но он как хороший коньяк – чем дальше, тем дороже. И в этом нет сомнений, ведь по соотношению цена–качество, он превосходит все лодки и катера, выпущенные в советское время и сейчас.
Два слова о бюджете моего проекта . На сегодняшний день с учетом расходования материалов и регистрации Прогресса его стоимость не превысила 14 000 (четырнадцать тысяч рублей) . Ещё раз огромное спасибо всем моим друзьям за материалы и помощь. Я не беру в расчеты стоимости и регистрации прицепа ЛАВ 81014, мотора Сузуки–5, мотора Ямаха–40, навигатора и эхолота, бака и пультов управления. Это отдельные затраты, и в случае покупки дополнительной лодки–катера, перечисленные изделия займут своё место на нем.
Друзья рыбаки и водомоторники! Приезжайте на Свирь, 195 км Мурманского шоссе. Телефон / факс базы +7 813 645-57-45 управляющая Галина (её муж Анатолий).
Пишите, если заинтересовались на bridge 202@ ya . ru .
С уважением ко всем, Александр Григорьевич . 22.10.2009 г. Санкт-Петербург.