Рыбацкие рассказы
О рыбалке, Прогрессе , Свири…
Александр Григорьевич
Пришла пора, не в смысле подвести итоги, а пора глубокой осени, когда вечерами ходишь по сайтам, вспоминаешь прошедшее лето и строишь прогнозы и планы на очередной весенне-летний период. Правда, какой он у на Северо-Западе короткий, даже и говорить не хочется. На эту тему есть много анекдотов и прибауток.
Итак, ранняя весна 2009 года. Первомайские праздники прошли, и я весь в нетерпении и полной готовности жду друзей из первопрестольной, чтобы вместе поехать на Свирь, открыть сезон. Маленькое отступление от повествования. Часто в разговорах о рыбалке мне приходилось ссылаться на это красивое северное название – река Свирь, и приятели, зараженные рыбалкой на подмосковных водоемах, уже многократно намекали на желание увидеть наш дикий север . Вот и пригласил их на День Победы.
Подготовка была недолгой, все уже было собрано и лежало в машине и прицепе.
Ранним майским утром мои приятели вышли из поезда на Московском вокзале и после непродолжительных расспросов и восторгов по поводу открывающихся за окном красот Северной столицы мы выкатились из центра. Продуктами и напитками затарились в Ленте, а рядом на стоянке стоял прицеп с лодкой и мотором . Машина выскочила на Мурманское шоссе и взяла курс на север. Многие сейчас понимают меня, хотя словами тяжело передать моменты, когда настроение просто блестящее, солнце светит так ярко, что глаза жмурятся, дорога сухая, и машина бежит, приближая с каждой минутой все ближе и ближе к месту назначения.
Несколько слов о том, куда мы так спешим. Это 195-й км Мурманского шоссе, мост через речушку Шоткуса. И вот на самом мосту и надо тормозить, т.к. сразу за ним стоит километровый столб, за который надо повернуть направо. Еще сто метров – и Вы упираетесь в шлагбаум , за которым виден каменный дом, беседка, банька, понтонный мост и спуск в речку Шоткуса. Место настолько тихое, что просто поражает, ведь рядом проходит оживленная трасса. Я потом догадался, что звук проходящих машин распространяется поверху, а здесь внизу – полная тишина.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image002.jpg)
Дмитрий Юрьевич готовит аппарат для спуска в Шоткусу. Не будем ему мешать.
Нажимаю на сигнал один раз, другой и вижу, как из дома выходит управляющая (Галина) и её муж (Анатолий). Москвичи уже выскочили из машины, радостно загалдели, достали фотоаппараты и стали снимать панораму. Нам приветливо открыли въезд и после постановки машины предложили войти в дом и выбрать комнаты для ночевки.
Опять маленькое отступление. На Свирь я езжу часто, 5-6 раз за лето, и всегда останавливаюсь именно здесь, на 195 км . Почему? Да потому, что за свою жизнь мне пришлось пожить в палатках и хочется умыться, зажечь газ на кухне, положить продукты в холодильник и т.п., наслаждаясь мелочами бытовых услуг, о которых в городской жизни мы и не задумываемся. А здесь есть все условия для нормального отдыха, включая ТВ в вечернее время. А о баньке я совсем забыл в этом повествовании. Это восторг жизни, когда можно, попарившись, окатить себя водичкой из Шоткусы, ну а запах свежего веника – и вы все понимаете, что я имел в виду. Да, в доме 5 комнат по 4 койки, кухня, холл с ТВ и дополнительным холодильником, веранда для просушки вещей и туалеты.
И вот мы расположились. Вещи в комнатах, продукты в холодильнике, чай-кофе и бутерброды на столе. Выпиваем дежурную рюмку коньяку за встречу-приезд и выходим к машине. Сдаем машину и прицеп к бане и спускаем лодку на воду, грузимся… Первый запуск мотора после зимы, представляете, как забилось сердце? и – побежала вода из дренажного отверстия, и забурлил выхлоп под мотором. Самые малые обороты, и душа поёт, лодка потихоньку пошла вниз по течению к Свири, до которой 2,5 км . И вот обороты возросли, лодка просела и побежала веселей, открылись виды береговой линии противоположного берега Свири, открылся вид на Свирский заповедник, и мы выкатились на широкий водный простор. Здорово! Разве можно найти что-нибудь краше, чем природа нашего северо-запада? Я имею в виду и Финский залив, и Ладогу, и все реки и водные угодья в ближайшем окружении (150- 250 км ) к Питеру.
Москвичи, как завороженные, смотрели на всё это, щёлкали затворами фотоаппаратов и восторгались даже проплывавшими мимо бакенами. Воды в реке по сравнению со срединой лета было на 90- 100 см выше. Это поражало и меня, ведь там, где раньше стоял береговой камыш, теперь плескалась вода, а эхолот показывал увеличенную глубину. Высадиться на берег стало невозможно, т.к левый берег обрывистый и весь в кустарнике, а правый – заповедник. Долго мы шли в сторону реки Оять и, наконец, нашли место для причаливания. Мои гости стали собирать хворост и готовить костер, а я, распустив два спиннинга по противоположной стороне Свири, погонял немного на дорожку. И – о, успех! Наверное, сказался эффект присутствия, но на оба воблера била щука, правда, небольшая, до 1 килограмма. А когда я остановился и 10 минут побросал на рябь от ветра, то попался судак на 2- 2,5 кг . Телефонный звонок заставил вернуться к костру. Восторгу приятелей не было предела. Быстро побросав в желудки куски шашлыка и допив бутылку, мы бросились в лодку и после краткой инструкции, как ловить на дорожку, начали бороздить прибрежное пространство, периодически снимая с воблеров прошлогоднюю траву. Удача была на нашей стороне. Улов составил 8 щучек ( 1–1,5 кг) и того самого судака. Каждый из гостей снял с тройника по 1–2 рыбке. Удача, на которую я даже не рассчитывал.
Очень тяжело было уговорить их возвращаться на базу, но заказанная баня и желание уже хорошо выпить, взяло верх. Через полчаса хода по Шоткусе мы были на месте, и твердая почва под ногами всегда приятна после воды. Москвичи были отправлены на кухню, а мы с приятелем быстро закинули лодку, отогнали машину к дому и попотрошили рыбу. Как вам понятно, готовить что-либо из рыбы сегодня у нас не было желания. Нас ждала баня, ужин, тёплая постель и приятные сновидения.
Всё так и было. Был отличный пар, да такой, что смола выступила на потолке баньки. Был длинный ужин и приятный коньяк и постель в теплой и уютной комнатке.
Нет ничего лучше, чем эта база на Шоткусе, здесь все условия для нормального автономного отдыха, и тепло, когда на улице прохладно или идет дождь.
Не говорю о том, что два дня пролетели мгновенно, и пришла пора ехать в Питер. Мои гости уезжали полные впечатлений о том, как величав наш север, как ловится щука на троллинг, как легко дышится, ведь в это время совсем нет комаров, и просто как здорово, что есть такая река Свирь. Как мне это понятно! Обожаю базу на 195 км Мурманского шоссе, на Шоткусе!
К моему глубочайшему сожалению, фотографии этой первой поездки потеряны и вашему вниманию предложены фотографии других поездок, наиболее полно отражающие картины и пейзажи реки Свирь, моих друзей и лодку Прогресс-2 .
Сборка–разборка лодки.
Все хорошо в подготовке к рыбалке, кроме сборки и разборки лодки. Многим хорошо знакомо это чувство и состояние заторможенности, когда приходится заниматься разборкой лодки после рыбалки. Все куда-то разбегаются, и ты остаешься один на один с этой проблемой (когда надо всё аккуратно разобрать, высушить, уложить для следующего раза). Но это тоже составная часть процесса, называемого словом Р Ы Б А Л К А.
Снимок здесь добавлен с целью дать читателю представление о территории базы, и её обустройстве. На заднем плане – беседка со столом, скамьями, мангалом и можжевеловой аллеей. На переднем – приятель Дмитрий, готовящий маленькую лодку к выходу на воду.
Это удивительный случай, когда среди недели, не собрав компанию, в одиночестве выезжаешь на Свирь, а по приезде обнаруживаешь приятеля с женой, которые тоже выехали на базу, несмотря на проливной дождь в Питере. И – о, счастье, радость встречи, чудесная погода, предвкушение удачи на воде. Ну что еще надо заядлому рыбаку! Наконец все приготовления закончены, лодка на воде, мотор весело журчит, и поток воды побежал тебе навстречу. 2,5 км по Шоткусе – и впереди простор Свири. Праздник!
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image006.jpg)
А вот и первый встреченный нефтяник. Из Питера бежит, пустой. А ведь вчера еще по Неве бежал, а сегодня по Ладоге. Быстротечно время, надо спешить .
Процесс ловли идёт сам собой. Время дневное, а по опыту предшествующих лет в этом месте ( от Заостровья до Свирицы) ловля на спиннинг хорошо идет в утренние часы с 7.00 до 9.00 , а в вечерние – с 18.00 до 20.00. Бывают выходы и в другое время, но они быстротечны – до получаса, а потом хоть дорожка, хоть постоянное блеснение – как отрежет. Но ради вот этих редких выходов, удара рыбины, вываживания и проводишь много дневных часов на воде, ожидая контрольного времени. Пошел жор, видно, как малек вылетает из воды, как расходятся по воде усы от хищника, как а траве или у камыша крупная щука бьет малька. Броски спиннинга и проводки следуют одна за другой, постоянно меняю воблеры-блесны на бросковом спиннинге. Удар, затем другой. Как радостно бьется сердце, когда чувствуешь, что на другом конце находится что-то приличное. Проводка, удар, подсачек – и щука в лодке. О удача! Да это судачок, и неплохой. Ещё полчаса, и как отрезало. Все смены воблеров-блесен-поперов не дают результата. Ну правильно, на часах 20.20 . Надо разворачиваться в сторону базы, да ещё по дороге потроллинговать. Хорошо на нашем северо-западе весной и летом. Темнеет поздно, правда, фонарь в лодке иметь просто необходимо, ведь и на Свири и на Шоткусе как только солнце зашло за деревья, становится темновато. А еще если есть облака, то тем более надо спешить. Поднимаются воблеры, укладываются снасти, и – «газ в пол».
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image008.jpg)
Вечереет на Свири быстро, а темнеет ещё быстрее. Загораются бакены на реке, затихает пение птиц… Пора на базу, ведь ещё много дел. Лодку поднять на прицеп и подогнать к дому (от греха подальше), перечистить рыбу, выпить чашку кофейку, и ужин, и банька.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image010.jpg)
Дмитрий устраивается поудобнее... ещё секунда – и 30 лошадок весело понесут нас по Свири, Шоткусе и на базу. Вперёд!
Теперь о Прогрессе…
Я уже и не помню, когда в голову пришла эта мысль о покупке большой лодки-катера. Я полагаю, что она посещает когда-то голову каждого рыбака-охотника. Как-то раньше меня останавливала мысль о покупке большого плавсредства из-за отсутствия места стоянки, гаража, большого мотора, прицепа и т.д. Устраивала и мобильность существующей конструкции. Это ПВХ лодка длиной 3,2 м и двухтактным Сузуки – 5 лс. Да и возить все это на прицепе очень удобно, нет необходимости разбирать-собирать лодку, сушить всё имущество. Даже в одиночку, сняв мотор, я спокойно укладывал лодку на прицеп, крепил её и выезжал через 10 минут после прибытия на базу. С этим комплектом за 4 года я объездил все крупные водоёмы и реки Лен. области, иногда забираясь в Карелию или Псковскую губернию. Шеви-Нива была куплена после обычной Нивы – ВАЗ–21213, как машина, позволяющая более-менее комфортно достичь береговой линии любого водоёма в нашем регионе.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image012.jpg)
На фото – комплект, который приносит много радостных минут и в дороге, и на воде.
И вот в эту самую поездку, когда я случайно встретил приятеля Дмитрия с женой, мы вдвоём смогли рассмотреть и перевернуть на борт мотолодку Прогресс-2, которую я присмотрел 2 года тому назад. Тогда она и ещё две подобные лодки лежали на берегу Шоткусы, но налетевший ураган (а такое случается в нашем регионе) подхватил эти 150 килограммовые изделия и расшвырял их по территории базы. Пострадали все три Прогресса, но тот, который мне предложили, пострадал жестоко. Катер пролетел по воздуху 30- 40 метров , ударившись пару раз об асфальтное покрытие площадки и врезался в беседку (потом её капитально ремонтировали, как и веранду жилого дома).
Мой гаражный приятель, да и просто золотой человек, я его не могу здесь обойти вниманием, Миша Петров, попросил до покупки металлолома сделать его фотографии во всех ракурсах, позволяющих оценить возможность ремонта. Это было сделано и предлагается вашему вниманию.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image014.jpg)
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image016.jpg)
Вот так и пролежал он у баньки 2 года. Грустный вид, не правда ли?
Сделали мы в тот раз с Дмитрием несколько фотографий и взяли тайм-аут на раздумье. По приезде в город я показал фотографии своему сыну и Михаилу Петрову. Оба предложили приобрести катер, но сначала поторговаться. Неделя пролетела быстро, и я засобирался на рыбалку, и тут – оказия. Сосед, имеющий такой же Прогресс, предложил свой прицеп и показал, как его грузить и крепить. Надо ехать немедленно, ведь через сутки мой день рождения, а там неделя – и конец лета. Решено. В 19.00 вечера я выехал на Свирь за катером, предварительно созвонившись с хозяином, чтобы он подвез договор купли-продажи и забрал деньги. Я специально не называю сумму, т.к она меньше стоимости металлолома. Вышел из города и погнал, 100-110 с прицепом (положено 70 км/час). Впереди 195 километров трассы, но они пролетели просто мгновенно, и я уже съезжаю с моста и останавливаюсь у знакомого шлагбаума. Прошло 2 часа. Здорово, быстро.
Галина и Анатолий, я уже писал о них, это управляющая с мужем, выходят меня встречать. Они же передали договор купли-продажи и получили деньги за Прогресс.
Заезжаю в ворота, сдаю задом к бане и с Анатолием приподнимаем нос на прицеп. Галина делает 5-6 витков лебедкой, и Прогресс пошел на прицеп как по маслу. Я заменяю Галину на лебедке, и через минуту лодка на месте. Еще 5 минут, и, благодаря соседу и его инструктажу, катер закреплен. Прощаюсь и выезжаю в 22.00. Темнеет на глазах, конец августа. Первые 10 км до Доможирово еду медленно, останавливаюсь, смотрю на приобретение, наконец-то понимаю, что оно моё… Разгоняюсь до 100 км/ч – нормально, 120 км/ч – прилично, но это уже предел. Но всё равно душа поёт, фары светят великолепно (это одно из неоспоримых качеств Шевика), и в 00.15 я на стоянке на пр.Энергетиков. Сторожа в экстазе от увиденного, хотя я заранее полагаю – у многих знакомых внешний вид катера будет вызывать в лучшем случае недоумение.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image018.jpg)
Ну, вот мы и на родной земле. Ночь, пора домой, а завтра мы тобой займёмся.
Не спалось, а если и спалось, то без сновидений. Утро, пошли поздравления с днём рождения, а мои мысли уже о Прогрессе. Все хорошо, но надо быстро отвезти катер к Михаилу на Гражданку, а прицеп вернуть соседу, да и выпить 100 граммов за юбилей.
В общем, сделал себе подарок. Этот же день можно считать днем рождения Прогресса.
Закрутилось…
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image020.jpg)
Пошёл процесс ремонта. Как всегда советников было море. И поставить лодку растяжки по аналогии с машиной, и поставить внутренние растяжки… и т.д. Мой главный конструктор – Михаил Юрьевич – сразу установил генеральную линию ремонта и полностью ее выдерживал. А эта линия состояла в том, что надо нос катера отрезать, получить доступ к внутренним работам, затем поставить заклепки на прежние (заводские) места. Это удобство работы, а значит, и качество!
Был момент, и сердце вздрогнуло от переживаний, когда круг болгарки вскрыл палубу, а заклепки полетели в стороны. Но это только первый момент. Впереди была суббота и воскресенье и рядом расположенный магазин «Метизы». Заклёпки, круги для болгарки, сверла, талрепы, болты, гайки, шайбы и уголок – всё закупалось в магазине и мгновенно находило своё место на катере.
Руки к вечеру болели, т.к действительно они отвыкли от такой нагрузки, ведь поставить почти 300 клепок за день – это прилично. Но это усталость вместе в удовлетворением. Каждый день Миша находил решение, как обойти ту или иную проблему, что-то улучшить. И скажу откровенно, без его помощи, советов и инструментов, я бы потерял уйму времени и не получил необходимого качества. Большое спасибо тебе, Юрьевич!
Самой дорогой покупкой было лобовое стекло, ведь его размер 1200×2100 мм. Но сейчас я уже об этом не жалею, т.к на остатки оргстекла есть виды по изготовлению стекол будущей рубки. Эта работа в планах зимнего периода.
Когда первое стекло (а будет и второе, с рамкой) было установлено и герметиком прошлись по всем швам, пришло решение покрасить катер. «Максидом» рядом, и краска, кисточка и валик появились мгновенно. Позвонил сын и посоветовал не восстанавливать прежний цвет, а сделать что-нибудь посовременнее.
Я увидел на финских сайтах раскраску, которая меня устраивала полностью.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image022.jpg)
Реставрированный нос. Хорошо видна линия отреза, введенный под неё усилитель жесткости, новые заклепки, вскрытый люк первого отсека непотопляемости, герметик на швах.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image024.jpg)
Два дня на покупку прицепа, его регистрацию, ТО и день на покраску катера снаружи …
Надо сказать несколько добрых слов о сыне, который тоже поддержал покупку Прогресса, даже я бы сказал, настоял на ней. Он же частью спонсировал покупку прицепа, как подарок на юбилей. Скажу честно – очень трогательно. Спасибо тебе, сын!
Да! Кто будет искать прицеп, можете сэкономить до 5 тыс.рублей, если найдёте компанию-производителя ООО «Вектор» на Волхонском шоссе. И ещё, я поставил дополнительный ролик на раму, для улучшения погрузки и транспортировки.
Ещё два дня ушло на установку стекла (первый вариант) и кресел от Ауди-100. Почему от неё? Да потому, что они лежали на мусорке и были в приличном состоянии. Поелы – 12 мм фанера, а вот заднее сиденье от ВАЗ-2106, тоже с мусорки. Этот хлам валяется в каждом гаражном КАС. Проверка транцевой плиты подтвердила её надежность и отсутствие необходимости её замены в ближайшем времени. Да, спешка, можно было бы почитать и посмотреть модернизацию Прогресса в инете, но так хотелось ещё испытать его на ходу на Свири. Что-то можно доделать и потом, зимой. Быстро набивается первый блок непотопляемости пенопластом, герметизируется пеной, весла берутся от гребной лодки, мотор от ПВХ лодки. Это любимый и надежный Сузуки-5, укладываются жилеты, снасти, эхолот, навигатор, фонари, бак и – в путь. Выезжаем в 18.00 5.09.09 с приятелями, которые ни сном ни духом, что им придется участвовать в ходовых испытаниях Прогресса. Они даже не знают о его существовании.
Затариваемся в Ленте и подъезжаем к стоянке. Шок моих друзей – лучшая похвала за десять дней работы… Дорога, как всегда, заняла 2,5 часа (я уже давно понял, что гони, что не гони – 195 км надо проехать и проехать спокойно).
И вот Шевик подвозит нас к знакомому шлагбауму, и нас уже встречают. Приветливо горит свет на площадке, вьётся дым из трубы – тепло, хорошо и уютно.
Управляющая Галина и Анатолий дважды обходят катер и не верят мне, что это тот самый, ведь прошло всего две недели. Вечер, ужин, поздравления друзей с прошедшим днём рождения, подарки и мягкая постель. Как здесь хорошо спится!
Утро 6 сентября с.г, 7.00. Кофе и первый выход на воду. Вешаем мотор. Готово. Посадка, запуск мотора и медленный ход по Шоткусе. Непривычно. Всё непривычно.
Высоко сидим, вода где-то внизу. Сижу один сзади, приятели впереди протирают стекла от влаги, им удобно в креслах от Ауди (да ещё с регулировкой наклона спинки). Главное, лодка великолепно управляется через удлинитель и бежит почти 17 км/час по навигатору. Здорово! Кричим от восторга! Ура, Свирь!
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image026.jpg)
Как вы понимаете, не до рыбалки было в этот раз. Но подорожили для приличия полчаса, и ударились по грибы. И тут мы оторвались, нарезали прилично всякой всячины.
. ![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image028.jpg)
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image030.jpg)
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image028.jpg)
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image030.jpg)
Владимир Владимирович и подосиновик. Бравый боцман – Вован.
Пошёл дождь, и поднялся ветер. Волнение на ходовом пути стало 30- 40 см , и появились белые гребешки. Мы пошли на базу, и вовремя, дождь всё усиливался, но взятые плащи и куртки позволяли чувствовать себя уютно, особенно за лобовым стеклом.
Всё хорошо, лодка не набрала и стакана воды, так, только из-за дождя. И вот тут по дороге на базу, по горячим следам, кроме каких-то досадных мелочей, захотелось и комфорта. Это : – более мощного мотора ( Сузуки-5 иметь как резерв в катере );
- тента;
- непромокаемых чехлов на сидения;
- дистанционного управления;
- системы внутреннего энергоснабжения (стартер, фары, навигатор и т.д)
Всё это должно быть обмозговано и уже изготовлено с использованием опыта предшествующих поколений, советов судовладельцев и того, что подскажет инет. Но эти мысли не затмили главного – очень удачных ходовых испытаний. Классно!
На базе друзья перечистили все грибы и поставили их варить, а я спокойно загнал прицеп по болты на ступице в воду, зацепил лебедку и спокойно вытянул Прогресс. Закрепил ремни, уложил вещи. Сверху на сиденья накинул целлофановые мешки. Мотор имеет своё постоянное место в багажнике Шеви. Полчаса беготни, и всё готово в одни руки.
На кухне стоял неописуемый запах варёных грибов, ягод, леса. А ещё запах пищи и свежего кофе. Тепло, уютно, сухо – ну что ещё надо, когда возвращаешься с реки? Ну, вот теперь и обед, во время которого мои приятели (они со мной бывали на многих водоемах Лен. области и Карелии), ещё раз подтвердили комфортность и надежность Прогресса.
Удивительно, почему я его раньше не забрал, видимо, действительно, всему своё время. Я нахожусь в состоянии лёгкой эйфории. Спасибо всем, кто был рядом и поддержал словом и делом! Маркович, тебе отдельное спасибо!
Обратная дорога всегда дольше на полчаса, а иногда на час. Очень много дачников возвращается в город. Но нам только до Колтушей, а дальше машина без прицепа и лодочного мотора быстро приезжает домой. Завтра подумаем, как сделать тент и из чего, самое главное.
Друзья скинули по инету ссылку по изготовлению тента, но при этом необходимо поменять стекло и сделать надежную рамку для него.
С Мишей Петровым мы купили на стройбазе металлический профиль, а из остатков купленного ранее плекса сделали великолепное 4-х мм стекло с форточками. За рамку стекла можно держаться такому дяденьке как я, а это 120 кг , и деформации не будет. Полотно на тент привез один из сильнейших и удачливейших рыбаков в моём окружении – Макс. У него просто талант рыбной ловли, а его голова – настоящий кладезь ценнейших знаний о водоёмах и повадках рыб, Что же дальше? Сварили с Мишей трубы для тента и накинули полотно. Иголка в руки и за день работы я его сшил в первом приближении. На второй день дошил углы и подготовил растяжки с талрепами. На фотографии видно, что пока тент без прозрачных мягких стекол. Правда, он большой и накрывает мотор в рабочем положении. Это приятно и удобно, т.к не надо вылезать из-под тента на дождь при необходимости завести мотор и управлять им на реке с использованием удлинительной штанги. Ну что же, теперь нам не страшен сильный дождь!
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image031.jpg)
Конечно, не самый лучший материал, но это подарок. А т.к это пробный вариант, то в дальнейшем будет использоваться в качестве лекала. Удобство: тент ставится за 15 секунд прямо из лодки. Недостаток: необходим люк на молнии, для выхода на корму лодки.
Испытания на Свири 12–13.09.09 подтвердили ещё раз все удобства катера по сравнению с лодкой из ПВХ. Что же я раньше об этом не задумывался? Мой приятель Владимир Владимирович (Вован), как и я испытал восторг при поездке на Прогрессе.
Дождя в те дни не было, но наличие тента придавало спокойствия и уверенности предприятию. Пусть даже и пойдет, нам-то что?
Да, ещё была сварена штанга и установлен кронштейн под эхолот, а под лобовым стеклом – кронштейн под навигатор. Проводка выполнялась без массы (корпус катера имеет нулевой потенциал, для ухода от электрохимической коррозии). Регулировка эхолота по высоте дала стабильный результат на экране, и завихрения от мотора перестали влиять на его работу.
Кстати, и рыбалка в эти солнечные дни сентября снова была удачной. Несколько крупных окуньков, небольших щучек и один судачок. По глупости дома был забыт подсак, и крупные экземпляры щук не смогли быть подняты на борт (не как в ПВХ лодку). Вывод – не забывать дома подсачек, при высоте бортов 55- 60 см !
Вован по прибытии Питер нашёл у друзей в яхт-клубе спасательный круг и подарил его мне (я понимаю, что этим подарком он подстраховал себя J ).
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image032.jpg)
Но всему хорошему приходит конец, и пора домой. На фото видно, что моторчик слабоват, но и против течения он разогнал нас с Вованом до 15 км/час. Хорошо!
А когда погода чудесная, хорошо вдвойне. Я думаю, вы меня понимаете.
Вернулись в город. Просушили снасти и занялись ДУ мотора. На корпусе моего Прогресса остались 6 роликов от штатной системы. Не густо. В инете я нашел восстановление ДУ мотором для Прогресса. На кузове «убитой» ВАЗ - 2106 нашёлся вал рулевого колеса и сама баранка. Открутил, а за 500 рублей в соседних мастерских выточили шкив диам. 150 мм с двумя щёчками и разделительной перегородкой, под трос 3- 4 мм . На торпеде (передней панели) я установил верхний подшипник вала и пластиковую трубку диам. 25 мм от водопровода, для придания солидности самому валу. Затем снова в « Метизы» за 8 метрами 3-х мм троса и 2 талрепами (пружины подошли от тормозных колодок классики). Всё смазывается смазкой, тросы натягиваются до мотора. А как же закрепить всё на Сузуки–5? Да просто, там на румпеле есть великолепное 6 мм отверстие. Теперь лодка приобрела управляемость с места водителя . А газ – реверс?
И тут Михаил Юрьевич, светлая голова, произнёс фразу о том, что всё равно нужно мотор заводить с ручки, а для этого надо быть на корме у транца, что мешает после заводки включить передачу вперёд или назад. Дальше всё просто и понятно, нужно изготовить только привод газа. А эта задача с одним неизвестным. Таких схем в инете много, так что вскоре была изготовлена коробочка с тросиком, который протянут параллельно тросу управления мотором по левой стороне Прогресса. На земле всё работает. Но не терпится быстрее опробовать всю эту конструкцию на Свири. Друзья предлагают поехать на очередные выходные. И ранним утром 19 сентября 09 года мы выехали на Свирь. Надо сказать и о том, что был сделан вариант ДУ быстрого снятия мотора и отсоединения от него всех тросов, при этом сохранялось управление с румпеля! Это очень важно для прогазовок мотора после длительного троллинга и для подруливания у причала и мостков.
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image034.jpg)
На фотографии видна рулевая колонка, обрезанное пополам рулевое колесо от УАЗика, и привод газа (под рулем). На лобовом стекле видны шпеньки, за которые цепляется тент и кронштейн для фароискателя. За прошедшую неделю я зарегистрировал Прогресс и получил судовой билет на него. На фото: слева Макс – 70 кг , истинный профи в рыбалке (он и был мотористом в этом походе ), в центре Саня (погоняло – «Толстый», 90 кг ) – второй механик, и я, ваш покорный слуга – Александр Григорьевич ( 120 кг ) – капитан и лоцман в одном лице. За фотоаппаратом – Владимир Владимирович (Вован- 100 кг ) – штурман и снабженец. Вы его видели раньше, собирающего грибы. С вещами, мотором , бензином – 500 кг . Впечатляет.
Левее Макса – банька, позади нас – Шоткуса и песчано-гравийный спуск (очень пологий в начале и крутой через 2 метра ). А там, дальше, в 2,5 км ниже по течению нас ждет красивая северная река – Свирь!
Итак, вперёд! Удача и в этот раз сопутствовала нам и в дорожке, и в спиннинге. О процессе управления Прогрессом я не пишу – очень удобно. Единственное, что сделали – поставили прямо на воде контргайки на рулевых тросах и пружины сверху талрепов, для уменьшения дрожания рулевого колеса на малых оборотах. Классно!
Не буду останавливаться на том, что Вован закрыл купальный сезон, что бросали ему спасательный конец и весла, что переодели его в сухую одежду, а на базу прикатили уже затемно.
Опущу и подробности о том, что было и застолье и баня, и купание в Шоткусе, и разговоры ни о чём до 3.00. Был и подъём в 7.00 и выход в кромешный дождь под тентом. Всё было! Рыбы привез столько, что моя жена предложила ночью (а вернулись в 22.00) завезти 6 –7 килограммов Мише Петрову. Это и было с большим удовольствием выполнено. Так что
Юрьевич порадовал своё семейство и ухой, и поджаренной рыбкой.
Был ещё один выезд на Свирь 3-4 октября. Скромный рядовой выезд за налимом и белью. Адреналина в крови стало поменьше, но комфорта побольше. Это, в основном, коснулось мелочей и электрики, но приятно, когда всё включается и ничего не отваливается. Перед отъездом постоял у берега Шоткусы и попрощался с этими местами до весны. Как здесь красиво и комфортно, а в доме тепло и уютно! Вы не представляете. Приезжайте! Сами убедитесь!
В качестве эпилога.
Один мой знакомый предложил недорого Ямаху 40 2-х тактную. И привёз её мне в гараж в конце октября. Что вы думаете я сделал? Правильно. Срочно был разобран старый транец, и установлена новая доска из 3-х слоев 18 мм бакелитовой фанеры. Размер новой доски 250×1250 мм (т.е почти по всей длине транца). За спинкой задних сидений проложена обычная, обработанная олифой 18 мм фанера и весь этот пакет стянут тремя 25 мм оцинкованными трубами, внутри которых сквозная 12 мм шпилька. Эти три стяжки так стянули кокпит и транец, что последний стал монолитным. Безусловно, я под трубы и шпильки положил толстые шайбы и отверстия обильно обрабатывал сантехническим герметиком. Изнутри транца закреплена железная пластина, в которую вкручиваются 4 дополнительных мебельных болта – для надёжности крепления и предотвращения возможной кражи мотора.
Со временем на катер будет поставлена система сигнализации (и сын, и я – энергетики).
![](http://fisher.spb.ru/images/2010/svir_progres/image036.jpg)
Установили мы с Юрьевичем и пульт газ-реверс и бак, и срочно кинулись на испытания. Погода – чудо, 3 градуса тепла, штиль. Пять минут – и Прогресс на воде, ещё пять – и двигатель мягко зажурчал (нужны более мощные пружины для снятия ударов в руль на низких оборотах). Ерунда, устранимо. И вот Ямаха прогрета, вода из помпы идет уже тепленькая. Малый газ. Вот это мощь! Даю полный газ, и со стоячего положения лодка на третьей секунде вылетает на глиссирование! Повторяем дважды – эффект прежний, жаль, нас всего двое. Один за рулем, а второй сзади у мотора. Навигатор показывает чудеса, ускорение как в гоночной машине, а скорость 46-47 км/час. Перехожу вперёд к Юрьевичу, и повторяем разгон, 52 км/час!!! И это не предел: и подбор бензина, и транцевая плита, и другие приспособы дадут прирост еще 6-8 км/час. Здорово! А нужно ли это, ведь удел Прогресса – это спокойное достижение точки ловли и комфортные условия пребывания на воде!
И вот этому и будут посвящены длинные зимние вечера. План мы уже с Михаилом Юрьевичем набросали:
- рецесс и 2 помпы;
- топовые огни и боковые зеркала;
- калитка в лобовом стекле и молнии в тенте для посадки в лодку;
- модернизация тента (установка мягких стекол);
- рейлинги на корме;
- откидной транец с левого борта (для Сузуки–5);
- раскладная лестница с правого борта (для вылезания в кокпит из воды в одежде);
- отделка кокпита недорогим ламинатом, и ряд мелочевки, включая столик.
Заканчивая свой опус, я хочу пожелать всем владельцам Прогрессов. Перестаньте в Инете слушать стоны дилетантов по поводу неудачности, опрокидываемости, тупости хода и прочих недостатков уникальной мотолодки Прогресс – 2, 2м, 3, а иногда и 4 модели. Эта модель – одна из лучших в советском катеростроении. Она, как Волга ГАЗ–21 для советского автостроения.
От Прогресса, его высоких бортов и мощных обводов веет надёжностью и уверенностью на воде, а это немаловажно.
Да, это раритет, но он как хороший коньяк – чем дальше, тем дороже. И в этом нет сомнений, ведь по соотношению цена–качество, он превосходит все лодки и катера, выпущенные в советское время и сейчас.
Два слова о бюджете моего проекта . На сегодняшний день с учетом расходования материалов и регистрации Прогресса его стоимость не превысила 14 000 (четырнадцать тысяч рублей) . Ещё раз огромное спасибо всем моим друзьям за материалы и помощь. Я не беру в расчеты стоимости и регистрации прицепа ЛАВ 81014, мотора Сузуки–5, мотора Ямаха–40, навигатора и эхолота, бака и пультов управления. Это отдельные затраты, и в случае покупки дополнительной лодки–катера, перечисленные изделия займут своё место на нем.
Друзья рыбаки и водомоторники! Приезжайте на Свирь, 195 км Мурманского шоссе. Телефон / факс базы +7 813 645-57-45 управляющая Галина (её муж Анатолий).
Пишите, если заинтересовались на bridge 202@ ya . ru .
С уважением ко всем, Александр Григорьевич . 22.10.2009 г. Санкт-Петербург.